ГлавнаяНовостиПодозреваемый тоже находится под защитой государства

Подозреваемый тоже находится под защитой государства

20 сентября 2004, 13:37

19 сентября прокуратура Москвы сообщила о возбуждении уголовное дела по факту смерти Александра Пумане, задержанного сотрудниками милиции в центре Москвы ночью 18 сентября . Пумане был задержан в Пресненском районе Москвы сотрудниками милиции около 01:30 мск 18 сентября, когда управлял автомашиной ВАЗ-21053, в багажнике которой находилось взрывное устройство.

Изначально, 18 сентября, в официальном сообщении об инциденте говорилось, что один из предполагаемых террористов был задержан и впоследствии доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского, где в 8:30 мск скончался от обширного инфаркта. Однако на следующий день в прокуратуре Москвы журналистам сообщили о том, что предварительные результаты прокурорской проверки показали, что смерть наступила в результате обнаруженных у погибшего телесных повреждений.

Уголовное дело возбуждено по части 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и части 4 ст. 11 УК РФ (причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть). Следствию предстоит выяснить обстоятельства получения погибшим телесных повреждений, явившихся причиной смерти.

Комментарий руководителя правового отдела Фонда "Общественный вердикт", кандидата юридических наук Павла Чикова

Право на жизнь, зафиксированное во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., наполнилось для российских государственных органов содержанием и смыслом после ратификации Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 г.

Европейский суд по правам человека двояко понимает ст. 2 Конвенции, которая как раз и охраняет жизнь человека, предполагая позитивные и негативные обязательства по ее соблюдению. Негативные обязательства означают, что ни государство, ни его должностные лица не вправе делать что-либо, причиняющее либо могущее причинить смерть человеку. Поскольку членство в Совете Европы предполагает еще и отказ от такого наказания, как смертная казнь, то запрещена и такая форма причинения смерти. Вот, например, группа Ульмана своими действиями в Чечне, очевидно, нарушила именно негативные обязательства, поскольку, будучи представителями государства, военные расстреляли гражданских лиц. Позитивные обязательства обязывают государство и его органы создать такие условия для человека, при которых никоим образом не приведут к его смерти. Так, например, 30 июня 2004 года в следственном изоляторе №1 г. Тверь скончался гр-н Залётин, страдавший сахарным диабетом. Как выяснилось, медперсонал СИЗО, зная, что он болен, не оказал вовремя тому медицинскую помощь (не сделал инъекцию инсулина).

В данном случае, очевидно, что подозреваемый скончался, находясь в государственном учреждении, т.е. под защитой государства. Именно это обстоятельство свидетельствует о возможном нарушении России своих международных обязательств. Не имеет значения, кто конкретно - милиционер либо сотрудник ФСБ - нанес последний удар по Александру Пумане. Вернее, это имеет значения для уголовного преследования и для прокуратуры, проводящей расследование. Но для того, чтобы констатировать, что в столице России в очередной раз за последние два месяца (вспомните Рустама Байбекова, которому милиционер выстрелил в рот 31 июля, приезжего из Татарстана, убитого в отделе милиции «Печатники», гр-на Золотова, убитого 11 июня сотрудниками милиции на станции метро «Нахимовский проспект») были нарушены международные обязательства, это значения не имеет.

Убивать, между прочим, сотрудникам милиции запрещают все нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность. Закон об ОРД в ст. 5 говорит, что должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Милиция, согласно ст. 1 Закона о милиции, это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан.

Ст. 10 (ч. 3) УПК РФ прямо говорит о том, что лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Сколько бы не вез Пумане взрывчатки, в отношении него действовала и презумпция невиновности. Так что можно констатировать, что в Москве ныне практикуются произвольные казни без суда и следствия. Интересно, перед кем в этот раз будет извиняться начальник ГУВД Москвы генерал Пронин?..