ГлавнаяНовостиДума не хочет думать о пытках

Дума не хочет думать о пытках

17 декабря 2004, 13:26

Государственная дума в пятницу отклонила в первом чтении поправки о внесении в Уголовный кодекс РФ статьи об ответственности за применение пыток. При необходимых 226 голосах постановление об отклонении данного законопроекта в первом чтении поддержали 376 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было, сообщает Newsru.com.
Законопроект, внесенный группой депутатов Госдумы третьего созыва, предусматривал дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 117.1. Она предусматривала ответственность за применение пыток как "причинение должностным лицом, либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицам физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека".
Предлагалось за подобные деяния предусмотреть срок лишения свободы в зависимости от тяжести преступления - от трех лет до 20 лет. В своем заключении на данный проект закона профильный комитет Госдумы по законодательству отметил, что в связи с внесением в Уголовный кодекс РФ поправок в декабре прошлого года данный документ уже был дополнен примечанием, в котором было раскрыто понятие "пытка".

Также в связи с внесенными в УК РФ поправками уже расширен перечень субъектов данного преступления. Таким образом, отметили представители профильного комитета Госдумы, проект закона "утратил свою актуальность в связи с принятием вышеуказанных поправок в УК РФ, которые привели уголовное законодательство в соответствие с принципами и нормами международного права в этой области".

Событие комментирует эксперт Центра «Демос» Ольга Шепелева.
17 ноября 2004 г. на утреннем заседании Государственной Думы был представлен проект федерального закона «О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Этот законопроект, подразумевающий введение в Уголовный Кодекс ст. 117.1 («пытки»), был принят в 1 чтении 19.03.2003.
Проект статьи 117-1 Уголовного Кодекса РФ определял пытки как: «причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях». Это определение полностью соответствовало  тому понятию пыток, которое дано в ст. 1 Конвенции ОНН против пыток, ратифицированной РФ.
Разработка этого законопроекта была реакцией депутатов Государственной Думы на рекомендации Комитета ООН против пыток, который в мае 2002 г. указал, что России необходимо внести в уголовное право понятие пыток, соответствующее требованиям ст. 1 Конвенции против пыток. 
Тем не менее, этот законопроект был депутатами отклонен и снят с рассмотрения 376 голосами. По мнению Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, законопроект утратил свою актуальность, поскольку в декабре 2003 г. в ст. 117 Уголовного кодекса РФ было внесено примечание, в котором было раскрыто понятие "пытка". Законодатели считают, что этого примечания достаточно для приведения уголовного законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права в области предотвращения пыток.
Согласится с этим мнением трудно. Согласно международным договорам Российской Федерации, именно участие в пытке должностного лица является ключевым признаком, отличающим это грубейшее нарушение прав человека от иных видов посягательства на физическую неприкосновенность личности. Однако, в примечании к ст. 117 УК, на которое ссылаются депутаты, не упоминается, что пытка - это преступление, совершаемое должностным лицом или с участием должностного лица. То есть, по действующему уголовному законодательству за пытки у нас могут наказывать только частных лиц. Такое положение нельзя признать соответствующим нормам международного права.
Вместе с тем, нельзя сказать, что российское уголовное право никак не защищает граждан от пыток, применяемых должностными лицами. Защищает, но не называет их при этом пытками. По сложившейся практике, пытки, обычно квалифицируются органами прокуратуры и судами как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) или реже - как принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ). Смешение в уголовном законодательстве пыток и других видов должностных преступлений не позволяет правоприменителю и обществу должным образом осознавать общественную опасность пытки и ее характеристики как преступления, а так же оценивать практику пыток и разрабатывать необходимые меры по их предотвращению.
Примечание выглядит следующим образом: «Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях».