ГлавнаяНовостиДмитрий Медведев принял участие в расширенной коллегии МВД России

Дмитрий Медведев принял участие в расширенной коллегии МВД России

25 марта 2011, 11:12

Глава государства дал оценку работе органов внутренних дел в минувшем году, обозначил приоритеты на 2011 год и подвёл первые итоги реформирования ведомства. Президент также сообщил, что внёс на рассмотрение в Госдуму проект закона о социальных гарантиях сотрудников МВД.

В заседании приняли участие высшее руководство МВД, начальники региональных подразделений органов внутренних дел, руководители ФСБ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, Минюста, МЧС, других министерств и ведомств, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.

* * *

Р.НУРГАЛИЕВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания коллегии! Товарищи генералы и офицеры!

Сегодня мы проводим расширенное заседание коллегии, посвящённое подведению итогов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы России, служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России за 2010 год и определению приоритетных направлений на ближайшую перспективу.

В ходе заседания коллегии нам предстоит дать объективную оценку достигнутым результатам органов внутренних дел в противодействии преступности и обеспечении правопорядка. Мы также наметим комплекс мер, который необходимо предпринять для надёжной защиты законных прав и интересов граждан, направленных на усиление борьбы с криминалом, организованной преступностью и коррупцией, противодействие террористической угрозе и проявлениям экстремизма, повышение эффективности миграционного контроля.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые товарищи! Уважаемые коллеги!

Нынешняя коллегия МВД - первая после вступления в силу закона «О полиции». Его всесторонняя и качественная реализация является основной темой коллегии, главным вопросом, который предстоит обсудить.

Вы отлично знаете, что наше общество ждёт позитивных изменений в работе органов внутренних дел. В связи с этим хотел бы ещё раз специально подчеркнуть, что создание полиции - это не «ребрендинг» милиции в полицию. Речь идёт о новом правоохранительном институте, который должен отвечать всем современным требованиям, - это главное. О единой, мобильной, эффективной и технически оснащённой структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня, - в этом цель преобразований в МВД.

Остановлюсь на наиболее важных задачах, которые стоят перед Министерством и полицией.

Первая и основная задача, остающаяся в качестве главной и в нынешнее время - это наступательная, бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-разыскной и профилактической деятельности. По количеству преступлений также необходимо, чтобы происходили изменения. Реальные достижения по всем этим направлениям будут лучшим доказательством действенности реформ и эффективности полиции. И резервов для улучшения работы более чем достаточно, вы отлично сами об этом знаете.

Практически половина зарегистрированных преступлений (если считать по той статистике, которая является в настоящий момент публичной) остались нераскрытыми - 45,4 процента. Почти на треть по сравнению с 2009 годом снизилось количество раскрытых преступлений, совершённых организованными группами или сообществами. Число преступлений экстремистской направленности увеличилось на 20 процентов. Конечно, корни всего этого кроются не только в деятельности МВД, других правоохранительных структур. Этому есть объективные экономические, социальные, психологические причины. Тем не менее статистика не может не настораживать.

Очевидно, что необходимо повышать уровень взаимодействия между МВД и спецслужбами в вопросах пресечения преступлений террористической направленности, причём делать это необходимо на стадии их подготовки. Только в этом случае можно избежать колоссальных жертв, а мы их несём. Особое внимание необходимо уделять работе по ликвидации каналов хищений взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Весьма актуальной остаётся задача обеспечения правопорядка в Северо-Кавказском регионе и совместная работа с ФСБ по ликвидации террористического бандподполья. Безопасность на транспорте, в местах массового пребывания людей также требует от сотрудников полиции предельно ответственного отношения к служебным обязанностям.

Вторая задача - внутренняя, но с учётом того этапа, который переживает МВД, не менее ответственная - это оптимизация структуры территориальных органов. Поручаю Вам, Рашид Гумарович [Нургалиев], подготовить предложения по сокращению аппарата, а за счёт этого - укреплению профессиональными кадрами полиции на местах. Надо также навести порядок в документации - сократить до разумного минимума объём отчётных документов. Граждан и организации, которые обращаются в милицию, эти документы волнуют меньше всего. Они должны быть уверенными в том, что в своих городах и посёлках они живут в атмосфере безопасности и их покой гарантирован сотрудниками МВД, и что полицейские придут им на помощь и адекватно отреагируют на нарушение их прав и законных интересов.

Необходимо разработать новую систему критериев оценки деятельности полиции, которая будет понятна и для самих сотрудников, и для общества. Напомню, что в настоящий момент действует система оценки из 100 критериев, которая размывает оценку деятельности и даёт возможность для манипуляций. В целом оценка работы полиции должна опираться на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории и мнение граждан об эффективности принимаемых полицией мер.

Третье. Законом «О полиции» предусмотрена внеочередная аттестация. Напомню, что идея аттестации принадлежала не мне и другим руководителям государства, она принадлежала самим сотрудникам МВД. Она была высказана в августе прошлого года, когда я встречался с сотрудниками МВД в Йошкар-Оле. Я поддержал эту позицию и специально изменил законопроект: вход в полицию через аттестацию - общее правило, которое зафиксировано в настоящий момент в законе «О полиции». Аттестация должна быть серьёзным экзаменом и должна позволить очистить органы внутренних дел от тех, кто скомпрометировал себя, или тех, кто не готов работать по профессиональным качествам.

В ходе аттестации необходимо максимально тщательно следовать принципу объективности. Здесь не должно быть места для личных пристрастий, так же как и не должно быть формальностей. По итогам аттестации должен быть сформирован дееспособный, профессиональный, уважаемый в нашем обществе полицейский корпус. Хотел бы ещё раз подчеркнуть в этом зале, пользуясь тем, что здесь сидят все руководители системы МВД: ответственность за результаты аттестации возложена на каждого из руководителей, участвующих в её подготовке и проведении, то есть на всех присутствующих.

Кадровая политика Министерства также требует модернизации. Необходимо сосредоточить усилия на подборе кадров, обеспечить привлекательность и престиж полицейской службы. Это задача не только для МВД, это задача для всего государства, и для Президента в том числе. Нужно гарантировать карьерный рост тем, кто будет добросовестно исполнять свои обязанности. В этом контексте я предлагаю разработать долгосрочную концепцию кадровой политики и конкретные меры по её реализации.

Основой кадровой реформы должны стать законы о службе в органах внутренних дел и о социальных гарантиях сотрудников. Во время обсуждения закона «О полиции» я обещал, что мы сделаем это быстро. Сегодня я вношу [в Госдуму] закон о социальных гарантиях. Хотел бы вас об этом проинформировать. Это первая версия законопроекта, и, естественно, как и всякие версии, не идеальная, но она должна определять социальное самочувствие сотрудника внутренних дел, включая все выплаты, охрану здоровья, обеспечение жильём, другие социальные гарантии, которые должны чувствовать все, кто служит в МВД. Перечень правовых возможностей в рамках этого закона подлежит дополнительному обсуждению, и я подключусь к этому обсуждению.

Вчера обсуждал эту тему на встрече с ОМОНом в Подмосковье. Конечно, эта тема волнует всех, кто находится на службе, поэтому эти акты нужно принять как можно скорее.

По моему поручению Правительство должно также утвердить новую структуру денежного довольствия. Ключевые решения по этому вопросу мною приняты. Так, с учётом звания и основных надбавок среднее денежное довольствие лейтенанта составит около 40 тысяч рублей. Будут повышены и пенсии сотрудников органов внутренних дел. Это нужно сделать обязательно. Нужно помнить о тех, кто служил добросовестно, кто внёс свой вклад в развитие системы, кто охранял общественный порядок, защищал наших людей.

Ещё раз об аттестации, потому что это тема сложная, тонкая, щепетильная. Особое внимание прошу обратить на аттестацию руководителей органов внутренних дел. Как я уже говорил, эта работа не должна быть формальной.

Министр должен взять под личный контроль организацию работы соответствующих комиссий в центральном аппарате и на местах, а также наладить взаимодействие территориальных комиссий с Координационными совещаниями по обеспечению правопорядка. Требую обратить особое внимание на достоверность сведений, предоставляемых сотрудниками о своих доходах и имуществе. Говорю об этом не только применительно к сотрудникам системы МВД, но и по отношению к другим госслужащим. Естественно, это должно быть сделано и в рамках системы МВД. По каждому факту несоблюдения установленных законом требований должны приниматься соответствующие кадровые решения, вплоть до увольнения.

Считаю необходимым проинформировать, что 15 марта состоялось первое заседание Комиссии при Президенте по проведению внеочередной аттестации лиц, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел. Решением Комиссии из 179 кандидатов предложено к назначению 145, часть документов мне принесли на подпись. Я их подписывать не буду, пока не разберусь во всём сам. В ближайшее время я рассмотрю эти документы и приму решение.

Кроме того, по результатам предварительной работы к освобождению от занимаемых должностей представлены около 50 сотрудников МВД России. Эта работа должна быть доведена до конца.

Хотел бы отметить, что ряду сотрудников Министерства, положительно зарекомендовавших себя по службе, но не прошедших аттестацию в связи с достижением предельного возраста, может быть в порядке исключения предложена работа в качестве гражданских государственных служащих. Деятельность Комиссии будет продолжена.

Наконец, важнейшая задача - обеспечить открытость и прозрачность деятельности полиции. Любые признаки формализма, равнодушия должны пресекаться незамедлительно. Факты отказа в принятии заявления, сокрытия преступления от учёта должны получать уголовно-правовую оценку, подчёркиваю - уголовно-правовую. Особый порядок нужно предусмотреть для рассмотрения жалоб, поступающих на действия либо бездействие сотрудников полиции. К их рассмотрению надо привлекать создаваемые при Министерстве и его территориальных органах общественные советы. Это установлено законом «О полиции».

Необходимо внедрять в практику те новеллы, которые вытекают из закона. Все должны понимать, что это не «благие пожелания», вписанные в закон по предложению заинтересованной общественности. Это реально действующие нормы права, и они должны быть таковыми. Я имею в виду телефоны доверия, горячие линии, колл-центры. Предлагаю раз в полгода готовить отчёт о состоянии работы с заявлениями и обращениями граждан, делать его публичным.

Уважаемые коллеги, вы все прекрасно понимаете, что общество ждёт от полиции реального обновления. С другой стороны, задача государства - создать все условия для нормального труда всех, кто пришёл на службу в МВД. Это двуединая задача. Здесь находятся руководители центрального аппарата и территориальных структур Министерства. Именно от вас напрямую зависит успех тех преобразований, которые были начаты. Вы же несёте ответственность за полноценную реализацию закона «О полиции». На вас ориентируются подчинённые: вы для них - авторитет, и от ведущих руководителей зависит очень многое. Рассчитываю, что вы сделаете всё, чтобы реформа Министерства была успешной. Спасибо.

Р.НУРГАЛИЕВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Товарищи генералы и офицеры!

Стратегической задачей прошлого года стало совершенствование органов внутренних дел Российской Федерации. Было очевидно, что без комплексного решения проблем в правоохранительной сфере нам не добиться успехов в работе по эффективной защите прав и свобод граждан от преступных посягательств. Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации подчеркнул, что модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые уважаемые суды и органы правопорядка, которые будут пользоваться настоящим доверием.

Система органов внутренних дел оставалась неизменной в течение последних 40 лет, и требовалось приведение её в соответствие с современными принципами построения и функционирования органов государственной власти. Цель проводимых реформ - сделать так, чтобы правоохранительная система стала современной, более надёжной и, естественно, в большей степени ориентированной на защиту наших граждан от беззакония и коррупции, подчеркнул Дмитрий Анатольевич Медведев на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов.

В ходе реформирования нами учтён и положительный отечественный, и международный опыт полицейского строительства. Взяв самое лучшее, мы максимально полно использовали его применительно к российским условиям. Надо сказать, что столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проходит впервые. Проводимые ранее преобразования затрагивали лишь отдельные сферы деятельности, а теперь Президентом страны поставлена задача выстроить качественно работающую систему и добиться высокой правовой дисциплины сотрудников.

Первым шагом стало создание прочной законодательной базы, основу которой составил подготовленный по инициативе Президента Российской Федерации Закон «О полиции». Работа над ним велась в максимально открытой форме. Впервые в истории современной России законопроект был вынесен на широкое обсуждение, в том числе и в сети интернет. В результате в Государственную Думу был представлен документ, отражающий как позиции юристов-профессионалов, так и мнение наших граждан.

Заложенная в законе «О полиции» новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита её прав и законных интересов от противоправных посягательств, а основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений. Теперь в законе закреплён исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников, детализированы отдельные правомочия, обозначены условия их реализации, исключены нормы, не имеющие конкретного юридического содержания.

Особое внимание в нём уделено повышению прозрачности, открытости и публичности. Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчёта - такая обязанность руководителей территориального органа законодательно закреплена. Укреплению взаимодействия с гражданским обществом способствовало и создание Общественного совета при МВД России, аналогичные советы сформированы и при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. На их заседаниях обсуждается широкий круг вопросов, касающихся работы органов внутренних дел, а теперь согласно положениям закона «О полиции» на них возлагается и общественный контроль. В этом мы видим залог действительно партнёрских отношений с гражданским обществом. Одновременно качественное выполнение поставленных государством задач возможно лишь высококвалифицированными специалистами с углублённой профильной подготовкой, обладающими высокими морально-психологическими качествами. Для этого мы коренным образом перестроили всю систему работы с личным составом и порядок отбора на службу.

В июле прошлого года Президентом страны был подписан ряд законов, которые внесли существенные коррективы в работу с кадрами. В частности, поставлен заслон перед желающими поступить на службу гражданам с судимостью, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. Устранены правовые коллизии при увольнении сотрудников в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Узаконены инновационные кадровые технологии: это и психофизиологические исследования, тестирования в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, а приказом МВД России №700 утверждён порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при назначении на которые оно оформляется. Сформирована и уже активно используется электронная картотека кандидатов на службу и учёбу, отклонённых по отрицательным основаниям. А для оценки социально-психологической надёжности проведена апробация специальных методик, в том числе с использованием полиграфа. Тем самым мы защищаем не только самого кандидата от непосильных нагрузок, но и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности.

Приказом МВД России №80 введён и новый вид обеспечения оперативно-служебной деятельности - морально-психологический, охватывающий все направления работы с личным составом. В этих целях в прошлом году на базе отдела воспитательной работы созданы специализированные подразделения; подготовка руководителей для них ведётся н