ГлавнаяНовостиТюрьма была в крови

Тюрьма была в крови

08 июня 2006, 15:40

В среду стало известно, что прокуратура Чечни расследует дело о нелегальной тюрьме в Октябрьском районе Грозного, где, возможно, пытали людей. В конце мая в здание, где она располагалась, попали правозащитники из «Мемориала» и обнаружили на стенах следы крови и надписи, оставленные заключенными. Многих из них уже нет в живых.
О нелегальной тюрьме, расположенной в Октябрьском районе Грозного, стало известно в среду. Представители правозащитного центра «Мемориал» заявили, что располагают данными о грубых нарушениях прав человека в изоляторе временного содержания, который до недавнего времени действовал в помещениях бывшего интерната для глухих.
По словам главы «Мемориала» Олега Орлова, попасть в здание тюрьмы правозащитники смогли только сейчас.
До недавнего времени в бывшем интернате размещалась оперативная группа МВД в Октябрьском районе Грозного, а еще раньше – временный отдел внутренних дел (ВОВД) Октябрьского района. «Его должны были закрыть еще год назад, когда ВОВД Октябрьского района был расформирован, – сообщил журналистам Орлов. – Однако изолятор продолжал функционировать при оперативной группе МВД в Октябрьском районе, что, по нашему мнению, является грубым нарушением».
Как рассказал «Газете.Ru» военный эксперт «Мемориала» Александр Черкасов, правозащитники осмотрели помещение изолятора в конце мая, сделав там видео- и фотосъемку. «Эти места связаны с исчезновениями людей, а потому мы сразу обратились в прокуратуру, – рассказал Черкасов «Газете.Ru». – Прокуратура возбудила уголовное дело, но до этого началось уничтожение улик: перед следователями в здание пришли строители, которые начали его разрушать». По словам Орлова, здание было разрушено, а в подвале, где содержались похищенные люди, начали жечь автомобильные покрышки, чтобы скрыть надписи, оставленные на стенах. Однако должного результата уничтожение улик не принесло: правозащитники успели уже все зафиксировать на видеокамеры и фотопленки и передали собранные материалы следствию.
На стенах бывшей тюрьмы были обнаружены следы, похожие на кровь, а также надписи, которые могли быть сделаны заключенными. Кроме того, собраны свидетельства чеченцев, которые утверждают, что в изоляторе сидели их родные.
«Сколько людей прошли через эту тюрьму, неизвестно, – рассказал Черкасов «Газете.Ru». – Но можно предположить, что это несколько сотен человек». «Многие из доставленных сюда людей бесследно исчезли», – отмечается в заявлении «Мемориала».
Примечательно, что чеченские власти к информации, представленной правозащитниками, относятся весьма неоднозначно, то опровергая факт существования нелегальной тюрьмы, то объявляя о начале официального расследования. Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, например, категорически все отрицает. «Я обратился по этому поводу официально в прокуратуру Чеченской республики, было проведено расследование, – сообщил Нухажиев «Интерфаксу». – Никаких доказательств, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что пытали и убивали людей, не обнаружено». «Ничего подобного нет, и никакие документы или иные доказательства, связанные с пытками или расстрелами людей в здании, в котором ранее располагалась оперативная группа МВД России в Октябрьском районе, не добыты», – заявил чеченский омбудсмен, расценив заявление «Мемориала» «как провокацию, организованную с целью взбудоражить людей и добиться нагнетания напряженности в Чеченской республике».
Зато в чеченская прокуратура заявила о начале расследования.
Как сообщил «Интерфаксу» прокурор Чеченской республики Валерий Кузнецов, «в соответствии со статьями 144 и 145 УПК проводится предварительная проверка по данном факту». Прокурор отверг обвинения в том, что здание, где дислоцировался временный отдел внутренних дел, после его освобождения не было обследовано. «На этой территории находился изолятор временного содержания ВОВД, который функционировал официально и не являлся никаким секретным объектом», – уверил журналистов Кузнецов, подчеркнув, что «следователи прокуратуры изъяли фотоальбом, обнаруженный в ИВС, для того чтобы сличить фотографии с базой данных пропавших без вести лиц». Прокурор Чечни также сообщил, что «в производстве находятся несколько уголовных дел, которые ранее были возбуждены по фактам пропажи без вести лиц, которые, по мнению родных, якобы могли быть доставлены в Октябрьский временный отдел внутренних дел, а затем исчезнуть бесследно». Кроме того, он сообщил, что следы на стенах подвергнутся экспертизе, которая должна выяснить, кровь это или нет.
Илья Барабанов, Газета.Ру