ГлавнаяНовостиС судом, но без следствия

С судом, но без следствия

07 марта 2007, 08:58

Генеральная прокуратура может лишиться следственных функций: в ее составе предполагается создать Следственный комитет, начальника которого будет утверждать Совет Федерации по представлению президента, так же как самого генерального прокурора. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон “О прокуратуре”, влекущие за собой такие последствия, уже внесены в Думу “Единой Россией”.
Поправки внесли в Думу два единоросса — Алексей Розуван и Алексей Волков. Депутат Волков объясняет, что сейчас прокуратура совмещает функции следствия и надзора, никому не подконтрольна и фактически надзирает сама над собой. Чтобы усилить следствие, надо отделить его от надзора, для этого и внесены поправки.
Депутаты предлагают создать самостоятельную вертикаль — Следственный комитет Генеральной прокуратуры и его управления на региональном уровне, а также в структуре специализированных прокуратур. Начальник комитета будет иметь статус первого заместителя генпрокурора, но назначать его будет Совет Федерации по представлению президента, а его заместителей — президент по представлению главы Следственного комитета.
В компетенцию главного следователя переходит решение остальных кадровых вопросов в рамках следственной вертикали.
Процессуальные полномочия прокуроров урезаются: они лишаются права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию; им остаются только надзорные функции (как следствие соблюдает закон при расследовании) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.
Волков говорит, что инициатива пока не согласована с заинтересованными ведомствами. Источник в “Единой России” добавляет, что на неофициальном уровне законопроект уже вызвал ожесточенное сопротивление Генпрокуратуры.
В пресс-службе Генеральной прокуратуры инициативу единороссов не комментируют.
Генпрокурор Юрий Чайка в январе заявил о себе как об активном стороннике создания единого следственного комитета, куда вошли бы следователи МВД, ФСБ, наркоконтроля и прокуратуры.
Источник в Следственном комитете при МВД считает, что окончательная модель реформы следственной системы еще не принята и по-прежнему вероятно создание Федеральной службы расследований, которая объединила бы следственные подразделения всех правоохранительных органов.
Сама по себе идея не нова: Борис Грызлов, будучи министром внутренних дел, ратовал за создание такого единого следственного комитета. Дмитрий Козак, когда работал замруководителя администрации президента, предлагал отобрать у Генпрокуратуры следствие и передать эти функции в единый следственный орган, а то, что останется от прокуратуры, подчинить Министерству юстиции.
В ноябре 2003 г. тогдашний председатель правительства Михаил Касьянов заявил даже, что этот вариант будет рассмотрен в феврале 2004 г. после завершения первого этапа административной реформы, но именно в феврале 2004 г. он был отправлен в отставку.
Слухи о создании единой федеральной службы расследований активизировались летом — осенью прошлого года, когда менялось руководство Генпрокуратуры и возобновилось дело “Трех китов”, говорит источник в МВД.
Но такая реорганизация парализовала бы следствие, а нынешний вариант — эволюционный, продолжает источник в “Единой России” и напоминает, что Грызлов выступил с этой идеей в ноябре прошлого года на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в присутствии президента и тот не реагировал отрицательно.
Глава комитета по гражданскому и уголовному законодательству Павел Крашенинников сообщает, что генпрокурор Чайка уже разделил надзор и следствие — их курируют разные заместители прокурора. “Коллеги хотят пойти дальше, но это инициатива, которая требует обсуждения и с прокуратурой, и в экспертном сообществе”, — осторожничает Крашенинников.
Эксперт Независимого экспертно-правового совета, судья в отставке Сергей Пашин называет предложенную единороссами версию реформы следствия “полумерой” и предупреждает, что эффекта она не даст. И более того, если прокуроры лишатся возможности отменять незаконные постановления следователей, то граждане — одной из возможных форм обжалования. Сейчас они могут выбирать между судом и прокуратурой, объясняет Пашин.
Анастасия Корня, Елена Руднева, Алексей Никольский, Ведомости