ГлавнаяНовостиЯвляется ли родитель погибшего ребенка потерпевшим?

Является ли родитель погибшего ребенка потерпевшим?

28 июня 2005, 13:12

Фонд «Общественный Вердикт» предоставит адвоката жительнице Рязани Татьяне Конюховой, которая обратилась в приемную Рязанского Комитета солдатских матерей и Рязанского «Мемориала» с просьбой добиться расследования обстоятельств смерти ее сына, военнослужащего. Татьяна Федоровна Конюхова обратилась за помощью  в общественную приемную Рязанского «Мемориала» и Рязанского Комитета солдатских матерей  1 июня.  По ее мнению,  военный прокурор Балашихинского гарнизона намеренно препятствует  проведению расследования обстоятельств смерти ее сына Андрея,  военнослужащего по контракту.

Андрей  Конюхов , 1984 года рождения, был  обнаружен мертвым в мужском туалете на территории  военной части 3421, дислоцированной в поселке Реутово, Московской области.  Причиной смерти было  огнестрельное сквозное ранение в голову.

 По  факту смерти было возбуждено уголовное дело. Проведение проверки было поручено следователю Балашихинской военной прокуратуры  Савинову С.С..  24 мая родители погибшего посетили воинскую часть и Балашихинскую прокуратуру для дачи объяснений.  По словам Татьяны Федоровны, следователь военной прокуратуры уже тогда утверждал, что Андрей Конюхов застрелился сам.
 Татьяна Федоровна  обратилась в Рязанский Комитет солдатских матерей, потому что  считает, что  ее сын не мог  совершить самоубийства.  Как рассказала мать, Андрей с детства мечтал о военной карьере,  пошел в армию добровольно, менее чем через год службы в части 3421 поступил на курсы подготовки младших офицеров во Владикавказе, заключил контракт и вернулся служить в ту же часть. За два дня до происшествия к Андрею в часть приезжал отец. Андрей взял увольнение и вместе с отцом  поехал в Москву навестить родственников. Он был спокоен и вел себя, по словам отца, совершенно нормально.

  Социально-психологическая характеристика в личном деле Андрея отмечает такие его черты как осторожность,  уравновешенность, устойчивость к стрессам. Классный руководитель и учителя  также считают, что юноша не мог  добровольно  уйти из жизни.

Согласно УПК, наличие  на теле погибшего пулевого ранения является признаком преступления,  предусмотренного  ст. 105 УК РФ – «убийство».  Следовательно,  прокурор Савинов должен был немедленно признать родителей Андрея потерпевшими. Этого  не произошло. (Статус потерпевшего является  важной юридической формальностью,  - он дает матери право контролировать ход уголовного следствия: обжаловать неадекватные действия прокурора, представлять доказательства, ходатайствовать о допросе свидетелей, требовать проведения дополнительных экспертиз).

 С помощью юристов Рязанского Комитета солдатских матерей Татьяна Федоровна  подала ходатайство о признании  ее и мужа потерпевшими. 16 июня  решением военного прокурора Балашихинского гарнизона  в присвоении статуса потерпевших родителям  Андрея было отказано.  Это является грубым нарушением Конституции  и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 Как считает Галина Сергеевна Сенина, председатель Рязанского Комитета солдатских матерей,  «отказ  в присвоении родителям погибшего статуса потерпевших становится обычной  практикой военной прокуратуры в тех случаях, когда есть необходимость «замять»  дело и скрыть факт совершения преступления».
 Юристы общественной приемной в настоящее время занимаются еще одним аналогичным делом: Вера Ивановна Переведенцева  также не может добиться присвоения ей и ее мужу статуса потерпевших. Их сын Михаил, солдат срочной службы, в феврале  2004 года был найден  мертвым на территории военной части, с петлей на шее.
Любую дополнительную информацию вы можете получить, обратившись в Информационную службу Рязанской Правозащитной коалиции. 
 

Контакт:  Середа Мария Николаевна,  e-mail -  ms@hro.org,  тел. - 89105642686,  25-51-17.