ГлавнаяНовостиСиловики обзаведутся общественным контролем над самими собой

Силовики обзаведутся общественным контролем над самими собой

11 августа 2006, 10:28

В скором времени все силовые структуры получат так называемые общественные советы. Указ об их образовании глава государства подписал 5 августа. Этот документ носит весьма длинное название: «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Общественные советы (ОС) призваны контролировать работу Минобороны, МВД, ФСБ и СВР. Кроме того, под их юрисдикцию подпадут МЧС, Минюст, МИД, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Главное управление специальных программ президента РФ и Управление делами президента.
Инициатива создания общественных советов должна исходить от Общественной палаты (ОП). Она же будет предлагать персональный состав этих органов. Затем кандидатуры членов ОС утвердят главы министерств и ведомств. В указе особо подчеркивается, что в советы не должны входить государственные чиновники и депутаты, то есть те лица, которые не имеют права быть членами ОП. Однако сами члены ОП, а также предложенные Палатой представители некоммерческих организаций могут трудиться в этих совещательных органах. Финансирование организационно-технического обеспечения деятельности каждого совета станет осуществлять то ведомство, при котором он создается. В целом ОС придется в определенном смысле дублировать функции Общественной палаты, но на более конкретном и характерном только для каждого ведомства уровне.

Сама по себе идея установить общественный контроль за закрытыми по сей день министерствами и ведомствами, предоставления российским гражданам возможности непосредственного участия в решении вопросов государственного значения носит серьезное позитивное начало. Сужение до разумного уровня келейности функционирования российских силовых структур, что давно осуществлено во многих развитых западных странах, не может не способствовать повышению эффективности выполнения ими своих задач. Но главное – все же оздоровление морального климата в воинских частях и подразделениях, снижение преступности, эффективное расходование средств. Однако установленные процессуальные нормы формирования общественных советов, порядок финансирования их деятельности и в конечном итоге вероятность действенного влияния ОС на контролируемые министерства и ведомства вызывают целый ряд вопросов.

В пункте 4 Указа записано: «Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. В положении об общественном совете определяются компетенция и порядок действия общественного совета, а также порядок его формирования»». Вот это, видимо, и позволит чиновникам установить те пределы, до которых смогут доходить общественные контролеры.

Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков считает, что указ президента является положительным фактором и определенным движением вперед на пути создания гражданского общества. «Но эффективность их работы будет зависеть от многих и многих причин и прежде всего от принципов, на которых будут создаваться эти органы, и от предоставляемых им полномочий. Мы уже много раз были свидетелями жизненности известного принципа «хотели как лучше, а получилось как всегда». Не хотелось бы, чтобы эти советы превратились в группы партийного контроля, как это было во времена Главного политического управления Советской армии, которое вроде бы считалось независимой от министра обороны организацией и действовало на правах отдела ЦК КПСС. Однако зарплаты и квартиры его сотрудникам выдавало военное ведомство, а генеральские звания присваивал министр обороны. Так что об объективном контроле деятельности высших чинов Минобороны говорить было сложно. Хотя члены новых советов и будут работать на общественных началах, но возможность попадания в состав этих структур будет скорее всего в немалой степени определяться лояльностью к руководству тех министерств и ведомств, при которых они будут создаваться», – пояснил эксперт.

С Виталием Шлыковым в определенном смысле согласен президент Фонда содействия военной реформе Павел Золотарев. Он тоже считает, что это некоторый шаг вперед на пути установления системы гражданского контроля. «Как все это будет работать покажет время. Определенный положительный результат работы общественной палаты уже есть. Достаточно вспомнить противостояние жителей Бутова городским властям и роль, которую сыграли в этом вопросе члены Общественной палаты», – заметил Павел Золотарев. Однако он выразил сомнение в том, что «новые совещательные образования смогут эффективно функционировать при силовых ведомствах». По словам эксперта, введенный порядок назначения и функционирования ОС может свестись к тому, что «туда будут попадать только «удобные» для руководителей люди и общественные советы превратятся в ничего не решающие «клубы по интересам». «Как всегда у нас в России, демократия учреждается сверху. Вместо того, чтобы на новой, демократической, а не на партийной основе, как это было в советские времена, возродить офицерские собрания, наделить их широкими полномочиями и дать возможность контролировать деятельность командиров, будут созданы некоторые «карманные образования», влияние которых скорее всего будет очень незначительно», – заявил президент Фонда содействия военной реформе.

Ответственный секретарь Союза Комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова сообщила обозревателю «НВО», что идея создания общественных советов не нова. Подобные координационные органы действовали и до сих пор. «Но тот факт, что президент обязал своих подчиненных силовых министров и руководителей некоторых ключевых федеральных органов создать при своих ведомствах общественные советы, является серьезным шагом на пути создания системы общественного контроля», – подчеркнула Мельникова. Однако она заметила, что «все зависит от того, кто в них будет работать». «Если это будут опытные и заинтересованные люди, то будут созданы действенные и работоспособные органы. Но если сюда такие специалисты не попадут, то это будет лишь декларация существования в России системы гражданского контроля. Просто будет, как это часто бывало, создана некоторая ширма, позволяющая утверждать, что такая система у нас есть», – заявила Мельникова. Она также подчеркнула, что «в связке с этим указом должен был бы находиться федеральный закон о гражданском контроле силовых ведомств, принятие которого давно пытаются инициировать многие общественные организации». «Может быть, создание таких советов поможет ликвидировать ту агрессию, с которой сегодня реагируют представители Минобороны на наши запросы о доступе в войска», – заключила Валентина Мельникова.

 

Общепринятые элементы гражданского контроля над силовыми структурами в демократическом обществе


Основным элементом системы гражданского контроля силовых структур является парламентский контроль. Этот вид деятельности органов законодательной власти, соответствующим образом юридически оформленный в развитых зарубежных странах, реализуется по следующим направлениям:
– контроль над реализацией долгосрочных программ военного строительства;
– контроль над использованием вооруженных сил;
– финансовый контроль, предусматривающий наблюдение за использованием бюджета в части, касающейся финансирования вооруженных сил, правильностью расходования выделяемых денежных и материально-технических средств.
К основным этого вида контроля над силовыми ведомствами относятся:
– организация и проведение депутатских расследований;
– парламентские слушания;
– заслушивание отчетов, докладов и сообщений руководителей и должностных лиц контролируемых органов;
– депутатские запросы к руководителям и должностным лицам контролируемых органов по вопросам, входящим в компетенцию субъектов парламентского контроля;
– заслушивание отчетов руководителей органов военного управления о состоянии дел.
Кроме того, инструментами гражданского контроля являются независимые средства массовой информации, независимый профсоюз военнослужащих, советы ветеранов войны, ветеранов ВС и общественные организации типа женсоветов в воинских частях, комитетов солдатских матерей и другие.

Вадим Соловьев, Владимир Иванов, Независимая газета