ГлавнаяНовостиСенаторы озаботились проблемой сортировки трупов

Сенаторы озаботились проблемой сортировки трупов

27 октября 2005, 09:30

Комиссия Совета федерации (СФ) по анализу ситуации на Северном Кавказе вчера провела заседание, посвященное недавним событиям в Нальчике. Самая горячая дискуссия развернулась вокруг данных о количестве жертв теракта, в связи с чем сенаторы приняли решение разработать поправки к УПК РФ, в которых будет четко прописано, как убитых боевиков отличать от погибших мирных жителей.
Провести очередное заседание комиссия по анализу ситуации на Северном Кавказе планировала еще 19 октября. Однако в этот день Госдума пригласила на свое заседание руководителей силовых ведомств, представителей президентской администрации и правительства, которые рассказали депутатам о причинах и последствиях нападения боевиков на Нальчик 13 октября. Поэтому сенаторы провели заседание только вчера.
В отличие от Госдумы, сенаторы не приглашали на свое заседание силовиков и министров, а доклад о ситуации в Нальчике попросили сделать представителя парламента Кабардино-Балкарии в СФ Хачима Кармокова. Сенатор рассказал коллегам, что в республике тяжелая социально-экономическая ситуация, за последние несколько лет Кабардино-Балкария, бывшая дотационной на 7%, стала дотационной на 70%, угрожающих размеров достигла безработица – например, в родном селе сенатора, что находится в 16 км от Нальчика, работы нет у 85% жителей. Именно поэтому, как полагает сенатор, боевики выигрывают идеологическую борьбу на Северном Кавказе.
Кроме того, господин Кармоков доложил комиссии, что данные о количестве боевиков и мирных жителей, погибших в ходе нападения на Нальчик, пока не изменились: по-прежнему среди убитых числятся 93 боевика и 12 граждан, ставших случайными жертвами теракта; около 30 человек арестованы, из них 17 уже предъявлены обвинения. В нападении участвовало около 200 человек, самому молодому было 15 лет, и мало кому из боевиков было за 30. Многие из них, как выяснилось, оказались представителями "не самых худших родов". Об этом журналистам уже после заседания рассказал глава комиссии, вице-спикер СФ Александр Торшин.
По его словам, вокруг этих данных на заседании и развернулась самая жаркая дискуссия. Дело в том, что родственники тех, кого правоохранительные органы причислили к боевикам, настаивают на том, что их близкие не имели отношения к террористам, попали под пули случайно и на этом основании требуют выдать им тела погибших для захоронения. "Надо разбираться в каждом конкретном случае. Нельзя плодить обиженных людей",– считают сенаторы от республики. И хотя сейчас СБ Кабардино-Балкарии рассматривает каждый случай персонально, этого, по их мнению, может быть недостаточно для того, чтобы разрешить серьезный конфликт между жителями Кабардино-Балкарии и правоохранительными органами. Господин Торшин не исключил, что для ситуации в Нальчике будет больше пользы, если данные по террористам уменьшатся.
Чтобы подобные ситуации не возникали в будущем, члены комиссии приняли решение создать рабочую группу, которая займется подготовкой поправок к УПК, в которых будет четко сформулировано, кого следует считать террористом, а также прописаны механизмы определения таких лиц среди погибших. Возглавил группу представитель правительства Ингушетии в СФ Исса Костоев, который, как бывший прокурор, лучше других сенаторов знаком с правоохранительной тематикой.
Но и этим, как заверил господин Торшин, сенаторы ограничиваться не собираются. В ближайшее время комиссия намерена провести выездное заседание в Нальчике, а до этого группа из 23 сенаторов 3 ноября встретится в Ростове с полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком и еще раз заслушает его доклад о ситуации на Северном Кавказе. "Говорят, мы проигрываем ваххабитам идеологически. Но мы эту битву еще не начинали",– признался вице-спикер. Отвечая на вопрос о своем отношении к принятому Госдумой в первом чтении закону о парламентском расследовании, который думская оппозиция расценила как запрет на какие-либо расследования, господин Торшин выразил надежду, что ко второму чтению в документ будет внесена серьезная правка. "Конечно, комиссия может расследовать причины гибели Николая Гоголя, и наверняка это кому-нибудь будет интересно. Но тогда зачем этот закон нужен?" – пояснил вице-спикер.
Алла Бахарова, Коммерсантъ