ГлавнаяНовостиФСБ сдал - Минюст принял

ФСБ сдал - Минюст принял

31 мая 2006, 08:49

Раньше этот следственный изолятор (СИЗО) принадлежал ФСБ. Теперь "хозяйство" переоформляется в ведение Минюста. По новому федеральному закону. Заявленная цель: повысить гарантии охраны прав и свобод арестантов. Одновременно многие надеются, что со сменой власти удастся больше узнать и об истории самого Лефортова. Слухов вокруг изолятора всегда ходило много, а вот правдивую информацию и сегодня приходится собирать по крупицам.

Из всех московских арестантских домов лефортовский по-прежнему остается самым загадочным. Завесу таинственности не смогли приоткрыть ни перестройка, ни построение капитализма в стране. И хотя сам изолятор расположен едва ли не в центре столицы - в районе Энергетической улицы, сведений о нем очень мало.

Известная диссидентка Валерия Новодворская, трижды "отдыхавшая" в "лефортовской гостинице", мрачно заявила мне: "Совсем неважно, в чьем СИЗО будет ведении. В прежние-то времена уголовники там сидеть не могли. А теперь статуса политзаключенного у нас нет, и Лефортово перестало быть политической тюрьмой. Когда я там томилась, режим был довольно строгий. Даже для женщин никаких послаблений. Сейчас, говорят, в камерах и телевизоры с радиоприемниками есть. До сих пор удивляюсь, как это технически возможно: стены там чудовищной толщины, а телесигнал, получается, все равно проходит... На глазах все меняется".

 Рассказывают, что сначала - в XVII веке - Франц Лефорт воздвиг здесь дворец. А в 1881 году на этом месте появилась военная тюрьма "для нижних чинов, уличенных в мелких нарушениях". Архитектором проекта называют человека по фамилии Козлов. Три тюремных корпуса, примыкая друг к другу, образуют гигантскую букву "К". Вот такой оставлен оригинальный архитекторский автограф.

 КОНТИНГЕНТ

Первыми сидельцами советского периода стали юнкера и офицеры, схваченные в ноябре 1917-го большевиками. Опыт содержания политических противников тогда был признан удачным. Позже в Лефортово сидели и погибли красный маршал Василий Блюхер, коминтерновец Иосиф Пятницкий. За этим забором повесили бывшего советского генерала-изменника Андрея Власова. Через легендарные казематы прошли сын вождя Василий Сталин, правозащитники Буковский и Гинзбург, директор "Елисеевского" гастронома Юрий Соколов, писатели Солженицын и Лимонов, террорист Салман Радуев, красноярский предприниматель Анатолий Быков.

В сталинские времена у Лефортова была слава страшной пыточной и расстрельной тюрьмы. Во время казней, чтобы из города не было слышно звуков выстрелов, во дворе заводили двигатели тракторов. Потом по соседству в Центральном аэродинамическом институте построили аэродинамическую трубу. Ее рев напрочь заглушал ружейные залпы, голоса команд и стоны жертв.

 Драматических моментов в истории Лефортова много. Один из них - осень 1941-го года. После прорыва фронта рвущимися к Москве немцами Сталин, как говорят, отдал приказ: "Ни один политзаключенный не должен попасть в руки врага!" Тела расстрелянных политических свозили на Рогожское кладбище и сбрасывали в ров.

 ИЗОЛЯЦИЯ

 ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

 Писатель и лидер НБП Эдуард Лимонов провел в этом СИЗО более года.

 - Я не знаю, во что может вылиться передача изолятора в ведение Минюста, - поделился своими мыслями с "Трудом" бывший арестант. -Сейчас в Лефортове сидят люди, обвиняемые в государственных преступлениях. Как изолятор он лучше других. Насколько мне известно, там всего две шестиместные камеры, остальные - на два-три человека или вообще одиночки. Питание тоже чуть лучше, чем в других СИЗО, да и камеры почище. Зато заранее известно, что сидящих там ждут большие сроки. Так что еще не известно, где лучше оказаться - в Бутырке или на Энергетической улице.

 Опыт сидения в Лефортове Эдуард Лимонов отразил в книге "В плену у мертвецов". Вот что он пишет о знаменитых корпусах: "В месте, где сходятся три части буквы "К"... находится обширный пульт... Там всегда отирается пять, шесть, десять тюремщиков, там стоят несколько экранов компьютеров, там есть микрофоны прослушки..."

 По воспоминаниям Лимонова, в тюрьме есть 15 прогулочных двориков, расположенных на крыше здания. На каждом этаже 4-этажного корпуса - по 50 камер. Но обитаемы во время его "визита" были лишь два этажа. О камерах он рассказывает так: "Сидим мы по двое, по трое в каменных мешках-пеналах, соседей меняют раз в несколько месяцев. Когда выводят, то наши стражники издают трескающие звуки, сжимая в руке металлический кругляш с мембраной. Предупреждают: "Ведем государственного преступника".

 ПЕРВЫЙ ПОБЕГ - СЕНТЯБРЬ 1994-ГО

 Первый в истории Лефортова побег арестантов случился только в 26 сентября 1994 года. Накануне изолятор был передан из подчинения ФСБ в ведение МВД РФ. Возможно, это всего лишь совпадение. Но факт остается фактом. Впрочем, сбежавших подследственных Морозова и Лисицина задержали уже к вечеру того дня, хотя в историю они все-таки вошли как "первопроходцы".

 В апреле 1997 года изолятор вновь вернули от МВД под крыло ФСБ. Но уже в 2001 году бежать попытался другой лефортовский заключенный, бывший зам. гендиректора "Аэрофлота" Николай Глушков. Побег не удался. Больше того - известного бизнесмена Бадри Патаркацишвили заочно обвинили в организации этого побега и объявили его в розыск.

 В 2005 году бежал при конвоировании гражданин Узбекистана лефортовец Икрам Нарбутов. Его потом задержали в бытовке строителей-земляков. И в том же году удачно "сделал ноги" 26-летний гражданин Киргизии, обвиняемый в изнасиловании, Толгат Кокуев. О каких-то других попытках или удавшихся побегах неизвестно.

 Как сообщили "Труду" в ФСБ, процесс передачи Минюсту в эти дни идет по плану. А в лефортовских камерах по-прежнему сидят самые разные люди. Кого-то обвиняют в шпионаже, кого в иных преступлениях против государства. В Лефортове теперь все чаще "прописывают" и обвиняемых в крупных экономических преступлениях. Возможно, там уже заготовлена и камера для английского невозвращенца Бориса Березовского.

Александр Данилкин, Труд