ГлавнаяНовостиПравительство России ответит на вопросы Европейского суда

Правительство России ответит на вопросы Европейского суда

03 июля 2006, 12:13

Европейский Суд частично коммуницировал жалобу Сергея Бровченко, который жаловался на различные нарушения его прав и свобод в период с мая 1997 года до последнего времени. Европейский Суд отклонил часть жалобы, так как она касалась нарушений, произошедших до ратификации Российской Федерацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и признания юрисдикции Европейского Суда в Страсбурге.
Вместе с тем, Суд решил коммуницировать часть жалобы Сергея Бровченко Правительству Российской Федерации. Процесс коммуникации подразумевает, что Суд ставит государство в известность о содержании поданой против него жалобы и предлагает представить свои комментарии и возражения по этому поводу. Комментарии Правительства Суд направляет заявителю и его представителю, чтобы они могли, в случае необходимости, представить контраргументы.
По решению Суда, российским властям предложат прокомментировать следующие пункты жалобы Сергея Бровченко:
- на нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции), выразившаяся в том, что в период с 19 сентября 2002 г. по 14 апреля 2003 г. Бровченко находился в заключении без судебного решения о его содержании под стражей. 19 сентября 2002 г. дело было направлено на новое рассмотрение ( суд надзорной инстанции отменив приговор, не избрал в отношении Бровченко меру пресечения в виде заключения под стражу). Бровченко обратился в суд по месту отбывания наказания с ходатайством об освобождении, но не получил ответа. После этого, дело Бровченко было передано для разбирательства в Савеловский районный суд г. Москвы, который вынес решение о назначении слушания по делу, указав что «меру пресечения оставить прежней». Бровченко обжаловал данное решение, но кассационный суд в удовлетворении жалобы отказал. Суды надзорных инстанций также отказывались удовлетворять жалобы Бровченко. Постановлением от 22 марта 2005 года Конституционный Суд РФ подтвердил, что судебные решения о содержании Бровченко под стражей - незаконны.
- на нарушение права на быстрое разбирательство по уголовному делу или на освобождение до суда (ст. 5 Конвенции). В своей жалобе Бровченко указывал на то, что пересмотр его дела тянулся неоправданно долго (май 1999 - март 2000, сентябрь 2002- май 2006), в то время как он находился под стражей (март 1999-июль 2000, сентябрь 2002-январь 2004).
- жалоба на чрезмерную длительность (с мая 1997 года по май 2006, под стражей – до 13 января 2004, судебные процессы: с мая 1999 по март 2000, с октября 2002 по декабрь 2005)) рассмотрения уголовного дела по обвинению, выдвинутому в отношении Бровченко (ст. 6 Конвенции) и отсутствие эффективных средств защиты от нарушения этого права (ст. 13 Конвенции).
Комментарий Ольги Шепелевой, представителя по делу А.Михеева в Европейском суде (громкое дело о пытках в милиции, жалоба была подана при содействии Нижегородского Комитета против пыток): «После того, как Правительство Российской Федерации и заявитель предоставят Страсбургскому суду свои соображения по этим пунктам жалобы, Суд сможет рассмотреть ее приемлемость. Возможно, что Суд примет решение совместить решение вопроса о приемлемости с рассмотрением жалобы по существу. Следует отметить, что в последний год Европейский Суд вынес целый ряд решений, посвященных практике российских судов по вопросу избрания меры пресечения – заключение под стражу (ст. 5 Конвенции). В этих решениях, в частности, по делам Худоеров против России, Долгова против России и Нахманович против России, - Европейский Суд обращал внимание на то, что решения российских судов о содержании подсудимого под стражей не всегда достаточно аргументированы, не учитывают индивидуальных обстоятельств подсудимого и бывают основаны исключительно на тяжести предъявленного обвинения. Все это в корне противоречит не только стандартам Европейской Конвенции, но и требованиям российского уголовно-процессуального законодательства, которое специально оговаривает, что тяжесть обвинения не может быть единственным основанием для ареста и что арест должен использоваться только в исключительных случаях. Нельзя исключить, что в деле Бровченко имели место аналогичные нарушения. Однако четкий ответ на этот вопрос, очевидно, мы сможем получить только после того, как Европейский Суд вынесет свое решение по делу.