ГлавнаяНовостиАлкогольный кризис дошел до Страсбурга

Алкогольный кризис дошел до Страсбурга

26 июля 2007, 10:21

Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ) обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на правительство РФ. НЗШВ обвиняет правительство в бездействии в начале 2006 года, когда из-за отсутствия новых акцизных марок предприятия отрасли простаивали около двух месяцев. Собственные убытки нижегородский завод оценивает более чем в 9 млн руб. Их компенсации НЗШВ безрезультатно требовал от федерального Минфина в ходе арбитражных процессов, ту же сумму завод указал в качестве материальных требований и в жалобе в Страсбург. Участники рынка и юристы считают, что если Евросуд признает жалобу приемлемой к рассмотрению и вынесет решение в пользу НЗШВ, процесс станет прецедентным.

Как пояснил вчера заместитель гендиректора предприятия Владимир Егоров, в жалобе НЗШВ ссылается на нарушение правительством РФ ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 протокола № 1 к конвенции (защита собственности). В жалобе предприятие просит признать бездействие правительства незаконным, а также компенсировать убытки в сумме свыше 9 млн руб., при этом речь не идет об упущенной выгоде и сорванных контрактах. По словам господина Егорова, оценка убытков подтверждена государственной экспертизой, но Евросуд компетентен самостоятельно устанавливать предел допустимой компенсации или вовсе отказывать в ней.
Напомним, алкогольный кризис начала 2006 года был спровоцирован неудовлетворительной реализацией новой редакции федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». Из-за отсутствия ряда правительственных постановлений вовремя не были разработаны и отпечатаны акцизные марки нового образца и не отлажена система ЕГАИС, предназначенная для автоматического контроля за объемом выпускаемой алкогольной продукции. Все легальные производители алкоголя вынужденно остановили работу на два месяца. НЗШВ оказался единственным российским предприятием, в суде потребовавшим признать незаконным бездействие российского правительства и возместить убытки, но арбитражные разбирательства завод проиграл.
При этом в перспективности возможного страсбургского процесса юристы нижегородскому предприятию не отказывают. «Обращения в Евросуд коммерческих организаций крайне редки: 80% жалоб, рассматриваемых в Страсбурге, — от физлиц и религиозных, общественных организаций. Но практика положительных решений по жалобам коммерческих структур существует. Например, в июле 2005 года ОАО „Росэлтранс“ выиграло процесс против Российской Федерации, доказав неэффективность российской судебной системы. Евросуд признал незаконной отмену судебного решения, вынесенного в пользу „Росэлтранса“, по протесту прокурора», — отмечает старший юрист юридической фирмы «Мегаполис» Валерия Таглина. «Вынесение положительного решения судом по обращению НЗШВ вполне возможно, все зависит от документального подтверждения предприятием своей позиции», — добавляет юрист нижегородского представительства компании «Яковлев&партнеры» Владимир Готлиб.
По регламенту теперь Евросуд должен определиться, принимать ли жалобу к рассмотрению, и только потом начать ее слушания по существу. По оценкам юристов, только процесс определения приемлемости жалобы может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. «Рассмотрение жалобы в Евросуде — процесс достаточно длительный, и заявителям следует запастись большим терпением. С момента направления жалобы до ее регистрации проходит два-три месяца. Только на ответы сторон на запросы суда дается по три месяца. Более двух лет уходит на ожидание вынесения решения о приемлемости или неприемлемости жалобы», — поясняет Владимир Готлиб.
Участники рынка считают, что если Евросуд вынесет решение в пользу НЗШВ, процесс станет прецедентным для отрасли. «В начале 2006 года все предприятия отрасли понесли серьезные убытки. Поэтому, если у нижегородского завода все получится, аналогичные инициативы последуют и от других игроков рынка, причем не только производителей, но и оптовиков», — отмечает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Татьяна Красильникова, Коммерсантъ