ГлавнаяНовостиПравозащитники и министр иностранных дел Лавров разошлись в оценках закона об НПО

Правозащитники и министр иностранных дел Лавров разошлись в оценках закона об НПО

24 января 2006, 09:38

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, в открытом письме, опубликованном 18 января в "Новых Известиях", ответил лидерам российских правозащитных организаций, обратившихся к нему 26 декабря в связи с его заявлением по поводу законопроекта (теперь уже закона) о деятельности неправительственных организаций (НПО). Правозащитники утверждали, что руководитель МИД РФ, в своем выступлении на телеканале "Россия" дезинформировал общественность, заявив, что в экспертизе Совета Европы на законопроект об НПО говорится, что он соответствует европейским стандартам в этой области, сообщает Кавказский узел.
Отвечая правозащитникам, Сергей Лавров пишет, что с принятием нового российского закона об НПО "драматических перемен" в деятельности НПО не наступит. Ссылаясь, как и его оппоненты, на международное право, он утверждает, что возможность законодательных ограничений деятельности НПО закреплена в Европейской конвенции о правах человека, Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.
"Что же касается содержащегося в вашем письме утверждения о противоречии закона Гражданскому кодексу России, то мне, честно говоря, не вполне понятно, в какой связи может находиться принятый закон с документом, регулирующим гражданские правоотношения", - удивляется член правительства РФ.
Говоря об экспертизе Совета Европы (СЕ), руководитель российского дипломатического ведомства отмечает в своем письме, что, "разумеется, авторы экспертизы высказали ряд рекомендаций в отношении направленного им законопроекта, значительная часть из которых, кстати, действительно была учтена при доработке". "Общие же выводы экспертизы СЕ в отношении российского проекта закона состояли в том, что, например, необходимость регистрации НПО соответствует европейским стандартам, а финансовый контроль за их деятельностью вообще рассматривается как норма для европейской практики. Приводимые вами же цитаты и примеры из экспертизы СЕ относятся к замечаниям технического характера и не касаются темы нарушения права каждого на объединение как такового», - считает Сергей Лавров.
"Замечу, что упомянутые рекомендации экспертов Совета Европы в равной мере можно было бы отнести и к законодательству развитых демократических государств, регулирующему деятельность НПО. Это, например, касается обеспокоенности по поводу содержащейся в нашем законе "системы обременительного контроля, надзора и отчетности" за деятельностью НПО. Хотя нам и не вполне понятно, какие конкретно аспекты этой системы имеются в виду, однако если вести речь о финансовом контроле, то, например, по законодательству Франции соответствующую отчетность должны предоставлять все религиозные братства и "ассоциации общей пользы" (под это понятие подпадает большая часть НПО), если они претендуют на получение "даров и наследства" (к ним во Франции приравнивается и финансовая поддержка НПО из-за рубежа). Более того, во Франции получение НПО таких "даров и наследства" разрешается только с разрешения префекта после административной проверки деятельности организации. При этом ассоциации обязаны включать в свой устав обязательство предъявлять бухгалтерские счета по любому требованию со стороны МВД или властей департамента. НПО обязаны также представлять властям ежегодный финансовый отчет о своей деятельности и позволять представителям компетентных министерств устраивать проверки в своих помещениях. По законодательству Израиля финансовая информация может быть затребована у НПО в любой момент. Регистрирующий орган в Израиле по представлению внешнего аудитора вправе проводить инспекции и расследования любой (а не только финансовой) деятельности НПО. Еще более жесткий режим контроля предусматривается в США для НПО, управляемых т.н. "иностранными агентами" на основании Акта о регистрации иностранных агентов 1938 г. Ключевая роль здесь принадлежит даже не суду, а генеральному прокурору, по решению которого могут предприниматься любые проверки", - рассказывает министр о зарубежном законодательстве в сфере регулирования деятельности неправительственных организаций.
Процедура регистрации общественных объединений в США, по словам Лаврова, "по громоздкости несопоставима с устанавливаемой в российском законопроекте". Он приводит в пример законодательство штата Нью-Йорк, где "НПО для получения регистрации обязана выполнить "любые условия" (без конкретизации), предъявляемые разрешающим органом. При регистрации в налоговых органах учредители НПО заполняют форму № 1023, содержащую 240 вопросов, большинство из которых напрямую не относится к финансам. Все эти вопросы буквально "выворачивают наизнанку" всю идеологическую направленность НПО и ее финансовую структуру".
"Если же говорить о наличии в законопроекте "необоснованных критериев отказа в регистрации НПО и их ликвидации", то как раз именно эта часть законопроекта в наибольшей степени следует в русле законодательной практики развитых демократий. Так, во Франции не регистрируется и подлежит ликвидации НПО, "учрежденная на незаконном основании или в незаконных целях, противоречащая законодательству, нравственности или ставящая своей целью покушение на целостность государственной территории или республиканскую форму правления". Практически совпадают основания для отказа в регистрации и для ликвидации НПО по законодательству России и Финляндии. В Израиле основаниями для отказа в регистрации являются "подозрения в противозаконной деятельности, угроза существованию или демократическому характеру израильского государства, а также вводящее в заблуждение и наносящее ущерб публичной политике или народным чувствам название организации". Весьма сходны с российскими действующие в Израиле основания для ликвидации НПО. Кроме того, НПО в Израиле может быть ликвидирована за долги, а также по рекомендации лица, проводившего расследование ее деятельности", - говорится в письме министра иностранных дел России.
"Конечно, очень многое зависит от правоприменения. Как представляется, для его упорядочения в контексте рассматриваемого закона было бы нелишним принять соответствующие подзаконные акты, устанавливающие определенные рамки деятельности компетентных российских органов в данной сфере", - заканчивает свое открытое письмо правозащитникам Сергей Лавров.
"Это хорошо подготовленный ответ. Ясно, что его писали люди, посвятившие определенное время изучению проблемы. Возможно, и этим также было вызвана задержка с ответом. С другой стороны, мы полагаем, что Сергей Лавров ждал, когда будет обнародовано подписание закона, а также очень удобно, как раз, президент, на пресс-конференции с Ангелой Меркель, сказал, в принципе, то же самое, за что мы критиковали министра - что все рекомендации Совета Европы учтены и закон теперь соответствует международным нормам. Мы с этим не согласны и в ближайшее время подготовим аргументированный ответ на письмо министра иностранных дел", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" один из авторов предновогоднего письма правозащитников Сергею Лаврову, президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.
"Лавров выдергивает отдельные положения зарубежного и международного законодательства, представляя читателю эту картину в комплексе. Такой винегрет нарезать, составить такую подборку, можно по любому поводу и все будет достаточно однобоко выглядеть. Всех деталей международного и зарубежного регулирования НПО я не знаю, но думаю, что министр не искажает истину. Он просто не говорит всего, не говорит, какие противовесы существуют тем ограничительным положениям, которые он приводит", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Института прав человека, автор одного из экспертных заключений на законопроект об НПО Лев Левинсон.
"Там много моментов вызывающих сомнения, но, больше всего меня поразило удивление министра, мол, "какое отношение имеет Гражданский кодекс к обсуждаемой проблеме?". Он мыслит ее, исключительно, как политическую. Ему кажется, что Гражданский кодекс РФ, регулирующий частные дела, тут не причем. А мы говорим, что это некоммерческий частный интерес - и это не наше толкование, а основа гражданского законодательства, которое регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. Как раз, все основы законодательства о некоммерческих организациях, изложены в Гражданском кодексе. В т. ч. и принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела", - заметил Лев Левинсон.
Открытое письмо министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову 26 декабря прошлого года направили председатель Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, руководитель Центра "Демос" Татьяна Локшина, директор фондов "За гражданское общество" и "Общественный вердикт" Наталья Таубина, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, директор Агентства социальной информации Елена Тополева, президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, генеральный директор Института прав человека Валентин Гефтер,  член Совета Правозащитного центра "Мемориал", председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"25 декабря 2005 года в своем интервью программе "Вести Недели" (телеканал "Россия") Вы, отвечая на вопрос корреспондента о том, не повлияла ли на отношения России с  Западом ситуация вокруг внесения изменений в национальное законодательство о неправительственных организациях, заявили, что в данном случае не видите никаких проблем. Вы особо отметили: "Ведь когда этот законопроект появился в Государственной думе, российское правительство в лице Министерства юстиции направило его проект сразу в Совет Европы, где он прошел экспертизу. Краткое как бы изложение и суть экспертизы. Суть эта состоит в том, что этот законопроект в его первоначальном виде, подчеркиваю, не противоречит разработанному в Совете Европы пару лет назад руководящему принципу в отношении статуса неправительственных организаций. Тем не менее, после критики, которая прозвучала и внутри Государственной Думы со стороны отдельных депутатов, и критики, которая прозвучала от членов Общественной палаты, и из-за рубежа в том числе, президент внес предложение о корректировке некоторых положений этого законопроекта, которые уже учтены во втором варианте. Наши юристы министерства иностранных дел подтверждают, что наш подход к организации деятельности НПО в России ничуть не отличается от тех норм, которые применяются, в том числе и на Западе", - приводят лидеры неправительственных организаций слова Лаврова.
 
Далее, в своем обращении правозащитники выражают сожаление, что "данный комментарий дезинформирует российскую и международную общественность". Экспертиза Совета Европы, на которую Вы ссылаетесь, не содержит утверждений о том, что законопроект соответствует европейским стандартам в этой области, и критикует целый ряд положений законопроекта. В экспертизе указано, что "Европейский суд о защите прав человека неоднократно подтверждал "прямую связь между демократией, плюрализмом и свободой объединений", объясняя, таким образом, ограниченные возможности государств в ограничении этого права и свой жесткий контроль любых ограничений данной свободы". Далее экспертиза подчеркивала, что в рассматриваемом в России законопроекте "предполагается чрезмерно зарегулированная процедура регистрации некоммерческих организаций". Более того, по мнению экспертов, "законопроект стремится установить более громоздкую процедуру регистрации по сравнению с действующей", - пишут общественные активисты.
"Сергей Викторович, в своем интервью программе "Вести Недели" Вы также указали на то, что в результате реакции Президента Путина на критику со стороны ряда депутатов ГД РФ и Общественной Палаты законопроект был в значительной степени скорректирован. Мы подчеркиваем, что внесенные в законопроект изменения, тем не менее, не учли многих существенных рекомендаций, содержащихся в экспертизе Совета Европы", - отмечают авторы письма.
"Наше особое беспокойство продолжает вызывать то, что в прошедшем третье чтение и вынесенном на рассмотрение Советом Федерации законопроекте предусмотрены прямое, жесткое и не обоснованное ясными правовыми нормами вмешательство Федеральной службы регистрации в деятельность международных и иностранных организаций, создание системы обременительного контроля, надзора и отчетности, а также включение необоснованных критериев отказа в регистрации и причин ликвидации некоммерческих и общественных организаций", - считают представители гражданского общества России.
"Мы подчеркиваем, что данный законопроект в целом ряде своих положений продолжает противоречить международному праву (в том числе Европейской Конвенции о правах человека и основных свободах, Всеобщей Декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах), Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и ряду действующих законов РФ", - утверждают авторы открытого письма, направленного российскому министру иностранных дел еще до утверждения законопроекта, ужесточающего положение некоммерческих неправительственных организаций в России Советом Федерации Федерального собрания РФ и подписания президентом Путиным.