ГлавнаяНовостиВосемь лет колонии за чужое убийство

Восемь лет колонии за чужое убийство

22 февраля 2007, 08:26

Прокуратура Тогучинского района Новосибирской области завершает проверку дела жителя поселка Шахты, приговоренного в 2005 году к восьми годам лишения свободы за убийство, и в ближайшее время может оправдать его. Как полностью невиновного.

Убийство, в котором был обвинен рабочий пилорамы поселка Шахты 40-летний Дмитрий Топко, произошло в марте 2004 года: в своем доме во время застолья ножом был зарезан хозяин - Юрий Савкин. Свидетелей убийства найти не удалось, и следователям пришлось устанавливать круг лиц, бывавших в гостях у погибшего, который, как и большинство мужчин в поселке с населением в 2 тысячи жителей, злоупотреблял спиртным. Подозрения пали на Топко, чьи отпечатки пальцев были обнаружены на одной из бутылок из-под водки. Подозреваемый категорически отрицал свою причастность к убийству, но после нескольких дней допросов в милиции он написал "чистосердечное признание". По его словам, он не выдержал издевательств со стороны оперативных работников, которые делали из него "слоника" - распространенный способ выбивания показаний, когда подозреваемому связывают руки, а на голову надевают противогаз, пережимают трубку и перекрывают доступ кислорода. В отличие от физического воздействия, при этом методе на теле не остается синяков.
Еще одним "доказательством" вины Дмитрия Топко стали показания его сокамерника - некоего Гуськова, с которым он вместе первые несколько дней после своего задержания находился в камере изолятора временного содержания. Гуськов сообщил следователям, что сосед по шконке ему якобы рассказывал подробности совершенного в поселке Шахты убийства. Показания сокамерника вошли в перечень косвенных улик против подозреваемого.
Рассмотрев дело, Тогучинский районный суд счел собранные следствием материалы достаточными для вынесения обвинительного приговора и 7 декабря 2005 года признал Топко виновным. Его отказ от ранее данных признательных показаний и утверждения, что их в буквальном смысле выбили из него сотрудники милиции, суд расценил как попытку уйти от ответственности. После того как вышестоящие инстанции отклонили кассационную жалобу и оставили приговор без изменения, Топко отправили отбывать назначенный восьмилетний срок наказания в одну из местных колоний строгого режима.
А в мае 2006 года в местный отдел милиции пришел другой житель поселка Виктор Бакалов и заявил, что именно он совершил это преступление. По словам начальника Тогучинского РОВД Владимира Олексюка, мужчина рассказал такие подробности, о которых мог знать только тот, кто действительно совершил убийство.
Как оказалось, находясь в очередном пьяном угаре, Бакалов обмолвился своей жене, что это он убил Савкина, а не отправленный за решетку Топко.
При этом якобы он грозился отомстить еще одной местной жительнице, которая обматерила его. Супруга забеспокоилась, как бы муж не наделал новых глупостей, и заставила его прийти с повинной в милицию. По формулировке "в связи со вновь открывшимися обстоятельствами" районная прокуратура возобновила производство по уже закрытому делу Топко.
С этого момента прошел почти год, а прокуратура так и не приняла никакого решения. Адвокат Павел Яровой, представляющий интересы Топко, который по-прежнему остается в колонии, считает, что прокуратура намеренно тянет время, так как если будет официально подтверждено, что произошла судебная ошибка и в колонию попал невиновный, то ответственность за это будет возложено практически на всю районную прокуратуру. "Уголовное дело вел следователь, обвинительное заключение подписывал зампрокурора, а государственное обвинение в суде представлял сам районный прокурор, - отмечает адвокат. - Все они, естественно, не заинтересованы сейчас в установлении истины. Но я надеюсь, что у них хватит мужества признать свои ошибки и восстановить справедливость".
Прокурор Тогучинского района Игорь Костенко заявил во вторник, что прокурорская проверка по этому факту близится к завершению. Решение относительно Дмитрия Топко и нового подозреваемого, который пока еще остается на свободе, будет принято в ближайшее время.
В Новосибирской области это уже не первый случай, когда в результате судебной ошибки и попустительства правоохранительных органов в колонию попадает невиновный человек. Новосибирец Евгений Лукин в 1999 году был осужден на 10 лет за убийство. Истинные убийцы, вину которых позже подтвердил суд, были задержаны, когда он отбыл уже полсрока. Лукина пришлось освободить из-под стражи. В интервью "Газете" Лукин признался, что к тому времени он уже не надеялся на освобождение, так как все судебные инстанции страны, включая Верховный суд РФ, куда он обращался, оставили его жалобы без внимания. Оказавшись на свободе, Евгений Лукин подал иск о получении компенсаций за причиненные моральные страдания и утраченное здоровье. Он уже добился выплаты 1 млн рублей и сейчас продолжает добиваться выплаты еще 14 млн. По словам Лукина, официальные извинения представители прокуратуры принесли ему почтовым извещением лишь спустя почти год после его освобождения.
Бывший зэк получил миллион
Минфин России выплатил жителю Альметьевска (Татарстан) Евгению Веденину миллион рублей. В эту сумму суд оценил компенсацию морального вреда за то, что человек провел в колонии почти четыре года за преступление, которого не совершал. В 2001 году Веденин был обвинен в убийстве начальника охраны "Татнефти" Александра Калякина и получил 15 лет лишения свободы. В 2004 году в ходе расследования другого дела настоящий убийца признался сотрудникам милиции в совершении этого преступления.
Положенная Веденину компенсация была назначена Верховным судом Татарстана еще 19 декабря 2005 года, но получить свои деньги он смог только на днях. Для этого ему потребовалась помощь юристов Правозащитного центра Казани, которые обратились в Тверской суд Москвы с жалобой на бездействие Минфина. В итоге Веденин получил миллион еще до решения Тверского суда. Председатель совета Правозащитного центра Игорь Шолохов заявил "Газете":
"Не было бы жалобы - не было бы и выплаты. Если не указать государству на то, что не исполняются его решения, ничего и не произойдет".
Михаил Марчук, Газета