ГлавнаяНовостиПодследственный комитет

Подследственный комитет

17 декабря 2007, 10:53

Генпрокуратура начинает масштабную проверку Следственного комитета при прокуратуре (СКП) -- нового ведомства, созданного несколько месяцев назад после реформирования органов прокуратуры и в целом российского уголовно-процессуального законодательства. СКП начал работать официально только с 7 сентября 2007 года, однако в надзорном органе решили, что уже пришло время выяснить, насколько добросовестно прокурорские следователи соблюдают закон. И как вообще их работа сказалась на состоянии правопорядка в стране.

Проверка эта, совершенно очевидно, знаменует собой очередной виток наметившегося противостояния между Генпрокуратурой и СКП. Отношения между этими ведомствами изначально сложились, мягко говоря, не самые дружеские. А в последнее время дошло до того, что представители двух прокурорских служб начали публично обвинять друг друга в необъективности и нарушении закона с обещаниями отстаивать свою позицию в суде. По результатам проверки у противоборствующих сторон явно может появиться масса новых поводов для взаимных претензий и обвинений. Сами по себе они, учитывая особенности законодательства, вряд ли смогут вызвать реальные последствия в виде новых скандальных расследований и уголовных дел. Ведь прокуратура теперь лишена права самостоятельно привлекать к ответственности тех, кого она проверяет. Прокуратура может лишь сообщать о выявленных нарушениях другим ведомствам, которые вправе реагировать на них по своему усмотрению.

Однако оглашение результатов ревизии -- на что, вероятнее всего, она в первую очередь и рассчитана -- обострит и без того напряженную ситуацию на «силовом» поле. А это чревато уже сугубо политическими последствиями в виде новых отставок или назначений и структурных реформ. Ведь противостояние между СКП и Генпрокуратурой -- лишь часть развернувшейся в последние месяцы «схватки силовиков», в которую помимо этих двух ведомств оказались втянуты Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), ФСБ, Минфин и стоящие за ними политические группировки во власти.

Объявлено о начале прокурорской проверки СКП и его подразделений было весьма своеобразным образом -- через «Российскую газету», являющуюся официальным печатным органом правительства. Издание сообщило эту новость со ссылкой на свои неофициальные источники в правоохранительных органах, однако, понятно, учитывая статус этой газеты, не доверять ее «источникам» оснований не было. Тем более газета весьма подробно рассказала, что именно и как прокуроры намерены проверить в СКП. Никаких официальных заявлений по этому поводу ни сама Генпрокуратура, ни СКП делать не стали. Но их представители неофициально информацию о проверке подтвердили.

Согласно этим данным, распоряжение о проверке СКП и всех его подразделений было подписано заместителем генпрокурора Виктором Гринем и разослано во все прокуратуры еще неделю назад. При этом перед проверяющими поставлены конкретные задачи, в каких сферах и какие нарушения следует искать. Так, прокуроры намерены выяснить, как у представителей СКП -- в соответствии ли с законом и должностными инструкциями -- поставлена практика выезда на места преступления, не допускаются ли в ходе расследования уголовных дел факты волокиты и нарушения процедуры, насколько добросовестно руководство следователей надзирает за законностью их деятельности и т.д.

По неофициальным данным, прокурорам предписано по итогам проверки «привести характерные примеры» различных нарушений -- при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при сокрытии преступлений от учета, при превышении отведенных законом сроков для задержания подозреваемых, неуведомлении родственников задержанных и т.д. Кроме того, прокурорские работники, по некоторым данным, намерены проанализировать обоснованность кадровой политики СКП, многие руководящие посты в котором заняли выходцы из ФСБ.

Как утверждают в Генпрокуратуре, проверка носит плановый характер и ничего необычного в ней нет. Формально оно так и есть -- вопросы, которые ревизорам указано проверить в деятельности СКП, ничем не отличаются от тех «установок», которые давались ранее при проверках других ведомств, например милиции. Однако именно такой «обычный» подход к проверке СКП и демонстрирует всю политизированность происходящего. И именно поэтому, очевидно, в Генпрокуратуре не решились объявить о проверке официально, поскольку такое заявление даже для непосвященных в тайны подковерной борьбы силовиков граждан выглядело бы почти как анекдот. Ведь в данном случае «планово» решено проверить ведомство, которое работает только три месяца и толком еще даже не сформировано -- известно, что у самого главы СКП Александра Бастрыкина из 12 положенных ему по штатному расписанию заместителей в наличии имеется только двое. Остальные вакансии в силу разных причин он просто не успел еще «заполнить».

Весьма своеобразно выглядят и планы прокуроров найти в новом ведомстве «характерные примеры» тех или иных нарушений. Одно дело -- искать их в милиции, для которой укрывательство преступлений и нарушение элементарных норм УПК еще с советских времен стали делом обыденным и всем известным. В случае же СКП такая практика, очевидно, может свидетельствовать о том, что итоги этой проверки предрешены. И в январе, когда они, как предполагается, будут оглашены (произойти это, по неофициальной информации, должно на совместной коллегии руководства СКП и Генпрокуратуры), ведомство г-на Бастрыкина, вероятнее всего, будет представлено не в самом выгодном свете. Тем более что решимость Генпрокуратуры «разобраться» с «нарушителями» из СКП имеет давние исторические корни.

Руководство Генпрокуратуры изначально выступало категорически против реформы УПК, в результате которой и был создан СКП. Согласно принятым поправкам в законодательство, создавался не просто новый следственный орган (СКП хоть и называется «при прокуратуре», но на самом деле является абсолютно независимым ведомством и в процессуальном, и в административном плане), но и сама прокуратура лишалась значительной части своих прежних полномочий. Теперь она потеряла право не только сама возбуждать и расследовать уголовные дела, но и полноценно надзирать за работой вообще всех следователей других ведомств. Основные функции надзора было решено переложить на непосредственное руководство следователей их «родных» ведомств.

Еще когда изменения в УПК только обсуждались в Госдуме и Совете Федерации, Генпрокуратура пыталась доказать сомнительность этих планов. Поначалу ее руководство старалось не выносить сор из избы, действуя аппаратными методами. Однако в конце концов представители этого ведомства вышли на трибуну, и говорили они жестко. Так, замгенпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что намечаемая реформа «противоречит Конституции и международным нормам», что таким образом будет поставлен «эксперимент над людьми», который приведет к масштабным и массовым нарушениям прав граждан. Тем не менее победили сторонники создания СКП, которых, как полагают наблюдатели, поддерживала часть кремлевских силовиков, проигравших после ухода из Генпрокуратуры г-на Устинова.

После этого начался «развод» Генпрокуратуры и СКП -- по неофициальной информации, руководство ведомств пусть и непублично, но весьма недружелюбно делило кадры (СКП создан на основе бывших следственных подразделений Генпрокуратуры), помещения и финансирование. А как только СКП заработал и начал «выдавать» первые громкие уголовные дела, конфликт вновь вышел «наружу».

Недавно, после того как СКП возбудил новое уголовное дело против арестованного замминистра финансов Сергея Сторчака, Генпрокуратура, пользуясь своим правом, это дело закрыла, объявив, что обвинения в адрес чиновника были выдвинуты необоснованно. В ответ уже СКП обвинил Генпрокуратуру в необоснованных действиях, сообщив, что оспорит законность решения Генпрокуратуры через суд. Понятно, что после всего этого проверяющие из Генпрокуратуры просто не смогут не найти серьезных нарушений в работе СКП.

Впрочем, даже при таком исходе проверка Генпрокуратуры серьезными юридическими последствиями представителям СКП грозить не может. Дело в том, что, согласно изменениям в УПК, свои материалы прокуратура может лишь передать в то или иное ведомство по подследственности. Но поскольку сотрудники СКП -- госслужащие, то возбуждение и расследование дел в их отношении входит в компетенцию самого этого органа. То есть результаты проверки СКП Генпрокуратура может направить, если посчитает, что нарушен закон, в сам СКП. Его же представители, понятно, могут с мнением прокуроров не согласиться, и законом им дано право «обоснованно возразить» на требование прокурора.

Таким образом следователи и прокуроры, как следует из УПК, могут вести довольно долгую переписку. В конце концов последнее слово остается, по закону, за генпрокурором (лично). Но понятно, что такая долгая бюрократическая процедура выяснения отношений по поводу необходимости возбуждения того или иного уголовного дела сколь угодно скандальные результаты проверки сводит на нет. Однако проверка может вызвать сугубо политический эффект. Вероятнее всего, представители Генпрокуратуры попытаются представить итоги проверки СКП как наглядное доказательство ошибочности идеи как создания нового ведомства, так и вообще реформы органов прокуратуры.

В СКП, судя по всему, это хорошо осознают. Его представители новость о скором приходе к ним прокурорской ревизии пока никак не комментировали. Но в пятницу, сразу после известия о готовящейся проверке, выступили со специальным заявлением, призванным, очевидно, заранее дать ответ Генпрокуратуре. В нем была приведена статистика работы СКП за «первые 100 дней» после создания, из которой делался вывод о том, что законности «стало больше», а эффективность расследования уголовных дел значительно возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"С момента создания Следственного комитета в его производстве находилось почти 64 тыс. уголовных дел, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года, -- сообщил информагентствам руководитель отдела СКП по взаимодействию со СМИ Владимир Маркин. -- Окончено расследование 25 тыс. уголовных дел, более 23 тыс. направлены в суд. За период работы новой следственной структуры число прекращенных уголовных дел сократилось по сравнению с прошлогодними показателями на четверть". В сообщении СКП отмечено, что "впервые за долгое время было уделено особое внимание расследованию нераскрытых и приостановленных уголовных дел прошлых лет. Для этого в следственных управлениях субъектов РФ созданы и активно работают группы по расследованию таких уголовных дел. Им уже удалось раскрыть более 50 тяжких и особо тяжких преступлений, в основном -- умышленных убийств".
Виктор Пауков, "Время новостей"