ГлавнаяМинистерство юстицииДоклад и.о. министра юстиции "О практике наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления и приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации"

Доклад и.о. министра юстиции "О практике наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления и приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации"

24 августа 2005, 10:04

И.о. Министра юстиции Российской Федерации В.У. Ялунин выступил по вопросу: "О практике наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления и приведения законов субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации"


Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственные полномочия по закону передаются только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
   
   На сегодняшний день в стране действует 245 законов субъектов Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Такие законы приняты в 75 субъектах Российской Федерации. Большинство из них принято во второй половине 2004, начале 2005 года.
   
   В законах Республик Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Удмуртской Республики, Камчатской, Московской, Оренбургской областей, г. Москвы и Эвенкийского автономного округа определен только общий порядок наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления. В Республике Дагестан, Чеченской Республике, Свердловской, Новосибирской и Омской областях действующих нормативных правовых актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не имеется.
   
   Следует отметить, что в настоящее время субъектами Российской Федерации достаточно активно осуществляется законопроектная работа в сфере передачи органам местного самоуправления своих полномочий.
   
   По информации Министерства регионального развития Российской Федерации по состоянию на 15 августа т.г. субъектами Российской Федерации установлены границы 24504 муниципальных образований (522 - городских округов, 1817 – муниципальных районов, 20106 – сельских поселений, 1823 – городских поселений). Всего субъекты Российской Федерации передали государственные полномочия 1897 муниципальным районам и городским округам.
   
   В соответствии с вышеуказанными актами органам местного самоуправления передаются государственные полномочия в социальной сфере, в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, государственного регулирования цен (тарифов), установления льгот по налогам, управления лесным и жилищным фондом, образования, здравоохранения, регистрации актов гражданского состояния, архивного фонда, совершения нотариальных действий, создания и обеспечения деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, ведения градостроительных и земельных кадастров, распоряжения земельными участками, природопользования, защиты от стихийных бедствий, охраны труда, регистрации коллективных договоров и соглашений.
   
   В социальной сфере субъекты Российской Федерации передают органам местного самоуправления государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения.
   
   Это:
   
    - назначение и выплата материальной помощи различным категориям граждан (малоимущие и многодетные семьи, граждане, находящимся в трудной жизненной ситуации, пенсионеры и др.);
   
   - предоставление социальной поддержки населению по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилья;
   
   - оказание медико-социальных услуг гражданам и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
   
   Такие полномочия переданы органам местного самоуправления 223 городских округов и 561 муниципальных районов в 33 субъектах Российской Федерации (Республики Коми, Мордовия, Татарстан, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Томская, Читинская, Ярославская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий, Таймырский, Ханты Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Еврейская автономная область).
   
   Полномочия по регистрации актов гражданского состояния, совершению нотариальных действий и использованию архивного фонда переданы органам местного самоуправления 161 городского округа и 556 муниципальных районов в 27 регионах (Республики Алтай, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Марий Эл, Чувашия, Удмуртская, Карачаево-Черкеская Республики, Красноярский, Ставропольский края, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Кировская, Липецкая, Псковская, Ростовская, Магаданская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская области, Ханты – Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Еврейская автономная область).
   
   В сфере лицензирования отдельных видов деятельности органам местного самоуправления 113 городских округов и 346 муниципальных районов 17 регионов передали государственные полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и лицензированию образовательной деятельности муниципальных учреждений (Республика Бурятия, Алтайский край, Читинская, Архангельская, Амурская, Вологодская, Самарская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Владимирская, Тамбовская области, Корякский, Усть Ордынский-Бурятский, Ханты-Мансийский, Ямало Ненецкий автономные округа).
   
   Полномочия по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних переданы органам местного самоуправления 64 городских округов и 294 муниципальных районов в 13 регионах (Республика Хакасия, Алтайский, Красноярский, Хабаровский края, Астраханская, Владимирская, Белгородская, Курганская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская области и Чукотский автономный округ).
   
   В сфере здравоохранения органы местного самоуправления наделены в основном полномочиями по оказанию населению специализированной медицинской помощи в туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах, специализированных домах ребенка и других специализированных медицинских учреждениях. Эти полномочия переданы органам местного самоуправления 70 городских округов и 244 муниципальных районов в 10 регионах (Красноярский край, Владимирская, Ивановская, Липецкая, Новгородская, Магаданская, Пермская, Тверская, Челябинская, Ярославская области).
   
   Полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) (установление цен на тепловую энергию, топливо, газ, перевозки на городском транспорте, и т.д.) переданы органам местного самоуправления 37 городских округов и 145 муниципальных районов в 6 регионах (Республики Коми, Карелия, Саха, Красноярский край, Вологодская и Томская области). В г. Санкт-Петербурге 111 внутригородским муниципальным образованиям переданы полномочия по предоставлению льгот по налогам.
   
   В сфере управления лесным фондом, ведения градостроительных и земельных кадастров, распоряжения земельными участками, природопользования и защиты от стихийных бедствий переданы полномочия органам местного самоуправления 42 городских округов и 201 муниципальных районов в 9 регионах (Краснодарский, Ставропольский края, Воронежская, Иркутская, Костромская, Ленинградская, Смоленская, Тюменская и Ярославская области).
   
   Полномочия в области управления жилищным фондом, охраны труда и заключения коллективных договоров и соглашений переданы органам местного самоуправления 33 городских округов и 177 муниципальных районов в 8 регионах (Кабардино-Балкарская Республика, Алтайский край, Вологодская, Иркутская, Курская, Липецкая, Новосибирская области и Усть-Ордынский Бурятском автономный округ).
   
   В сфере образования полномочия переданы органам местного самоуправления 36 городских округов и 105 муниципальных районов в 5 регионах (Республика Коми, Красноярский край, Калужская, Новгородская области и Ямало-Ненецкий автономный округ).
   
   В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законы субъектов Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления должны быть приведены в соответствие с требованиями главы 4 этого закона до 1 ноября текущего года.
   
   При этом необходимо учитывать, во-первых, что еще не определены границы муниципальных образований в субъектах Российской Федерации (Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Республика Ингушетия, Тульская, Волгоградская и Сахалинская области).
   
   Во-вторых, муниципальные образования реально могут притупить к реализации переданных государственных полномочий лишь после принятия федерального закона о федеральном бюджете и аналогичных законах субъектов Российской Федерации. Так, в настоящее время ни в одном регионе закон о бюджете на 2006 финансовый год не приняты. Только после принятия таких законов возможно будет провести мониторинг в части реального обеспечения муниципальных образований финансовыми средствами.
   
   Территориальными органами Минюста России проводится дополнительная юридическая экспертиза вышеуказанных актов. Выявлено 5 законов субъектов Российской Федерации, подлежащих приведению в соответствие с Федеральным законом. Сейчас такие акты действуют в Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском, Ставропольском краях, Амурской и Тамбовской областях.
   
   Территориальными органами Минюста России также осуществляется постоянный контроль за реализацией субъектами Российской Федерации положений вышеуказанного Федерального закона в целом. Как правило, положения Федерального закона реализуются субъектами Федерации в соответствии с установленными в нем сроками. Вместе с тем в Республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской областях принимались законы по реализации Федерального закона с нарушением установленных сроков (в частности не принимались в срок законы об установлении границ муниципальных образований; об установлении численности представительных органов вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий; об определении даты выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований).
   
   Для обеспечения реализации Федерального закона в установленные сроки территориальными органами Минюста России организовано взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами прокуратуры.
   
   Это всего лишь часть той важной работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, которую Минюст России проводит в соответствии с возложенными на него полномочиями.
   
   За 7 месяцев 2005 г. на юридическую экспертизу в территориальные органы Минюста России поступило 24516 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Проведена юридическая экспертиза 22629 актов, включая повторную экспертизу. На 1522 акта составлены экспертные заключения о несоответствии федеральному законодательству.
   
   Наибольшее количество нарушений федерального законодательства выявлено в региональных актах, регулирующих вопросы государственного управления (23%), конституционного строя (18%), природных ресурсов и окружающей природной среды (17%), социального обеспечения (12%), хозяйственной деятельности (11%).
   
   Экспертные заключения направлены в органы, принявшие акты, а также в органы прокуратуры. За этот же период заключения территориальных органов Минюста России легли в основу 402 протестов прокуроров и 76 решений судов. На основании заключений территориальных органов Минюста России приведены в соответствие с федеральным законодательством 1413 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
   
   В отдельных регионах затянулся процесс приведения в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положений конституций (уставов) о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации. Не установлен новый порядок назначения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртской, Чеченской, Чувашской, Красноярском, Приморском краях, Белгородской, Владимирской, Камчатской, Ленинградской, Мурманской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Тверской, Томской, Ульяновской областях, Санкт-Петербурге, Коми-Пермяцком и Ненецком автономных округах.
   
   В этом году Министерством юстиции Российской Федерации продолжено включение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр. По состоянию на 10 августа 2005 г. база данных федерального регистра содержит 220 038 акта. Из них 151 588 актов действующих.
   
   Минюстом России постоянно принимаются меры, направленные на повышение эффективности работы по обеспечению единства правового пространства. В частности, разрабатываются методики проведения экспертиз нормативных актов по различным отраслям права, в Российской правовой академии при Минюсте России осуществляется подготовка специалистов-экспертов и специалистов по ведению федерального регистра. Принимаются меры по повышению уровня взаимодействия с органами государственной власти регионов.
   
   В сентябре - декабре текущего года Министерством юстиции в федеральных округах запланировано проведение семинара – совещания с работниками органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Минюста России по затронутой проблеме.
   
   В работе по обеспечению единства правового пространства органами юстиции налажено тесное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В результате такого взаимодействия и совместной работы большинство незаконных актов приводится в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений органов юстиции без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
   
   Действенным средством, способствующим уменьшению количества принимаемых незаконных актов, стало участие территориальных органов Министерства в нормотворческой деятельности регионов. Эта работа не относится к функциям Минюста России и осуществляется на основании соглашений между Минюстом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции.
   
   Основными формами сотрудничества территориальных органов Минюста с органами государственной власти субъектов Федерации в сфере нормотворчества стали такие, как оказание методической помощи в организации законотворческого процесса, участие в разработке наиболее важных законопроектов, проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, самостоятельная разработка отдельных законопроектов.
   
   В заключение хочу сказать, что результатом деятельности Минюста России и его территориальных органов по обеспечению единства правового пространства, стало снижение количества нормативных актов, не соответствующих федеральному законодательству, с 33% в 1999 году до 1,4 % на 1 августа 2005 года.

Текст доклада впервые опубликован на сайте Центра парламентских коммуникаций