ГлавнаяБиблиотекаМониторинг уголовного Судопроизводства. Милиция. Суды. Следственные Изоляторы.

Мониторинг уголовного Судопроизводства. Милиция. Суды. Следственные Изоляторы.

26 ноября 2004, 07:53

Книга издана при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в рамках проекта Правозащитного Центра г. Казани «Мониторинг уголовного судопроизводства»

Мониторинг уголовного судопроизводства. Милиция. Суды. Следственные изоляторы. Данные по Республике Татарстан / Под ред. проф. Ф.Р. Сундурова — Казань: Издательство, 2003 — *** с.

Консультант:
С.Е. Вицин, доктор юридических наук, профессор, заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия

Книга представляет результаты исследования деятельности территориальных органов внутренних дел, районных судов и следственных изоляторов Республики Татарстан. Направления исследования: недостатки в действующем российском законодательстве, материально-техническое оснащение, организационно-управленческие проблемы, нравственно- профессиональная подготовка сотрудников. Авторы – практические специалисты в соответствующих областях права. Обоснованные ими выводы и практические рекомендации будут интересны сотрудникам правоохранительных органов, правозащитных и иных общественных организаций, преподавателям и студентам юридических ВУЗов и факультетов.

© Правозащитный Центр города Казани, 2002.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В книге представлены результаты исследования, проведенного общественной организацией «Правозащитный Центр города Казани» в 2002 году. Исследованию были подвергнуты городские и районные суды и досудебные учреждения уголовного судопроизводства, в том числе территориальные органы внутренних дел и следственные изоляторы. География исследования – Республика Татарстан. Анализ и выводы делаются на основе следующих данных: результаты анкетирования сотрудников милиции, судей, работник канцелярий по уголовным делам, интервью и бесед с представителями правоохранительных органов, осмотров, официальных статистических данных и вторичных данных в виде научных статей и других аналогичных исследований.
Проведенное исследование обнажает нормативные, материально- технические, организационно-управленческие и нравственно- профессиональные препятствия в деятельности правоохранительных органов на примере Республики Татарстан. Анализ данных проведен специалистами в соответствующих областях. Раздел о деятельности судебной системы на территории Республики Татарстан подготовлен председателем квалификационной коллегии суда Республики Татарстан, председателем Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан М.Т. Гараевым. Раздел по милиции составлен сотрудниками Правозащитного Центра О.И. Хабибрахмановым и Н.А. Кабловой, обладающими опытом оперативной и следственной работы в органах внутренних дел. Раздел, освещающий положение дел в следственных изоляторах республики, подготовлен руководителем службы Правозащитного Центра по мониторингу учреждений уголовно-исполнительной системы Л.И. Хабибрахмановой, подполковником внутренней службы в отставке и председателем Правозащитного Центра Чиковым П.В.
Проект «Мониторинг уголовного судопроизводства» был реализован при участии также следующих сотрудников Правозащитного Центра: руководитель проекта – П.В. Чиков, руководитель службы мониторинга судов – Г.Н. Хадиева, сотрудники службы А.Ю. Литвин и И.Н. Рахимов, практиканты – студенты юридического факультета Казанского государственного университета.
Правозащитный Центр г. Казани благодарит нижеследующие учреждения, организации и должностных лиц, без которых проведение данного исследования было бы невозможным.
Управление исполнения наказаний Минюста России по Республике Татарстан, начальник Управления И.М. Безуевский, помощник начальника Управления по правам человека М.М. Нургалеев Управление Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Татарстан, начальник Управления Д.З. Саляхов, начальник отдела по обеспечению деятельности мировых судей Р.Ф. Хисамов
Председатель Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан, председатель Советского районного суда г. Казани М.Т. Гараев
Председатель Кировского районного суда г. Казани Л.А. Солдатова.
Председатель Московского районного суда г. Казани Р.Х. Муртазин.
Председатель Приволжского районного суда г. Казани А.И. Фатхутдинов.
Председатель Ново-Савиновского районного суда г. Казани Р.Н. Сафин.
Председатель Авиастроительного районного суда г. Казани И.Г. Шамгунов.
Председатель городского суда г. Бугульма В.И. Федоров.
Председатель городского суда г. Елабуга Ф.Г. Валеев.
Председатель городского суда г. Набережные Челны Р.Н. Хамитов.
Председатель городского суда г. Буинск Л.П. Глинкин.
Председатель Тетюшского районного суда Республики Татарстан Д.Г. Хуснутдинов.

Выводы и рекомендации, сделанные на основе проведенного исследования, будут и уже используются для дальнейшей работы Правозащитного Центра. В частности, Центром реализуются следующие проекты: «Общественный механизм противодействия коррупции в милиции»; общественные расследования фактов применения насилия в правоохранительных органах; издание справочника для граждан, освобождающихся из колоний Республики Татарстан. Планируется проведение серии семинаров по правам человека для курсантов Елабужской средней специальной школы милиции и Казанского юридического института МВД России; реализация проекта «Молодежь: работа над ошибками», направленного на содействие трудоустройству и обучению несовершеннолетних условно осужденных; реализация совместного с Нижегородским обществом прав человека проекта «Повышение независимости и эффективности мировой юстиции».

Павел Чиков,
Председатель Правозащитного Центра г. Казани

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. О.И. ХАБИБРАХМАНОВ, Н.А. КАБЛОВА. МИЛИЦИЯ
§1. Введение. Особенность милиции как правоохранительного органа в России. Роль территориальных органов. Закрытый характер. Необходимость общественного контроля над деятельностью, обеспечение прозрачности и доступности. Общая статистическая информация, уровень преступности.
§2. Нормативные препятствия в деятельности милиции. Недостатки действующего законодательства, регулирующего деятельность милиции: Закон «О милиции», УПК РФ, Закон об ОРД, положение о прохождении службы в ОВД, внутриведомственные приказы и директивы. Организационно-управленческие препятствия (на примере территориальных органов милиции Республики Татарстан): нехватка и текучесть кадров, уровень образования и подготовленности (квалификация), курсы повышения квалификации и пр.
§3. Материально-техническое обеспечение деятельности милиции (на примере территориальных органов милиции Республики Татарстан): состояние зданий, помещений, рабочих мест, финансовое обеспечение, количество и качество оснащения оборудованием, автотранспортными средствами, радиосвязью, пр.
§4. Заключение. Оценка существующих критериев эффективности деятельности милиции. Предложение системы максимально достоверных критериев оценки эффективности работы милиции. Рекомендации для Министерства внутренних дел Российской Федерации. Республики Татарстан, органов законодательной власти России и субъектов Федерации, общественных организаций по улучшению работы сотрудников милиции улучшению условий труда, материально-технического обеспечения, социальной защиты.

РАЗДЕЛ 2. М.Т. ГАРАЕВ. РАЙОННЫЕ СУДЫ
§1. Введение. Особенности судебной системы в Республике Татарстан. Роль районных (городских) судов общей юрисдикции. Необходимость общественного контроля над деятельностью судов. Общая статистическая информация.
§2. Нормативные препятствия в деятельности судов. Недостатки действующего законодательства, регулирующего деятельность судов: Закон о судоустройстве, Закон о статусе судей, Закон о судебной системе, УПК, Кодекс чести судьи, Европейские конвенции о защите прав человека и пр.
§3. Организационно-управленческие препятствия: нехватка и текучесть кадров, уровень образования и подготовленности (квалификация), курсы повышения квалификации и пр.
§4. Материально-техническое обеспечение деятельности судов: состояние зданий, помещений, рабочих мест, финансовое обеспечение, количество и качество оснащение оборудованием и пр.
§5. Нравственно-профессиональная деформация судей. Строгость вынесения приговоров, процент лишения свободы, сроки лишения свободы, применение лишение свободы условно, специальное отношение к несовершеннолетним и женщинам, зависимость этих показателей от опыта работы в качестве судьи, от предыдущего опыта работы. Количество прекращенных уголовных дел, освобождение из-под стражи в зале суда
§6. Заключение. Оценка существующих критериев оценки эффективности работы судей. Рекомендации для Верховного Суда Российской Федерации, Республики Татарстан, органов законодательной власти России и субъектов Федерации, общественных организаций по улучшению работы судей и сотрудников суда, улучшению условий труда, материально-технического обеспечения, социальной защиты.

РАЗДЕЛ 3. Л.И. ХАБИБРАХМАНОВА, П.В. ЧИКОВ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ
§1. Прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО
§2. Материально-бытовое обеспечение
§3. Прием и выдача обвиняемым и подозреваемым посылок и передач
§4. Отправление и получение писем и телеграмм
§5. Направление предложений, заявлений, жалоб
§6. Участие в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках
§7. Подписка на периодические издания. Библиотека
§8. Проведение ежедневных прогулок
§9. Предоставление свиданий
§10. Медико-санитарное обеспечение

Приложения

Скачать полный текст книги