ГлавнаяБиблиотекаИтоги 2006 года : министерство юстиции

Итоги 2006 года : министерство юстиции

19 января 2006, 08:54

 Министерство юстиции Российской Федерации
   
   - Проводимая административная реформа позволила оптимизировать структуру Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и повысить эффективность управления. На основе ряда подразделений Минюста России созданы подведомственные ему федеральные службы: Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная регистрационная служба. Качественные изменения произошли в организации работы самого Министерства. Количество департаментов центрального аппарата сокращено с 26-ти до 9-ти. Несмотря на то, что часть функций Министерства передана трем вновь созданным федеральным службам, объем работы каждого из департаментов объективно вырос. В Минюсте России создан специальный департамент правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб, осуществляющий постоянное взаимодействие с подведомственными Минюсту России федеральными службами. Практически завершено формирование ведомственной нормативно-правовой базы для деятельности подведомственных федеральных служб. Одновременно с этим основная роль в осуществлении на территории Российской Федерации полномочий, предоставленных Минюсту России, отводится его 7 Главным управлениям, работающим в соответствующих федеральных округах. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается интенсивная нормотворческая деятельность, в целях повышения эффективности работы сохранены отделы главных управлений, основной задачей которых является юридическая экспертиза принимаемого в субъекте местного законодательства.
   
   - Одной их важнейших и приоритетных задач Минюста России по-прежнему остается обеспечение единства правового пространства на всей территории Российской Федерации. Минюст России является основным юридическим ведомством в системе органов исполнительной власти и уже не один год ведет постоянный мониторинг законности ведомственных нормативных правовых актов и актов субъектов Российской Федерации. Одновременно Минюст России координирует законопроектную деятельность и взаимодействие с Федеральным Собранием Российской Федерации.
   
   В связи с этим создан единый департамент, включающий в себя эти 3 направления работы, что позволяет полноценно обеспечивать внутреннюю взаимосвязь принимаемых в стране нормативно-правовых актов. В целях дальнейшего совершенствования этой работы внесено на рассмотрение предложение Президенту Российской Федерации о создании системы мониторинга российского законодательства на всех уровнях. Оно нашло поддержку, и в настоящее время создана рабочая группа по разработке соответствующего механизма и его нормативно-правового обеспечения, а также по разработке проектов федеральных законов “О нормативно-правовых актах” и Исполнительного кодекса Российской Федерации. Для обеспечения совершенствования координации работы федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия с палатами Федерального Собрания Минюстом России разработан и представлен в Правительство Российской Федерации проект указа “О статс-секретарях-заместителях руководителей федеральных органов исполнительной власти” (утвержден Указом Президента России от 26.07.2005 № 873).
   
   Проведенная реорганизация федеральных органов исполнительной власти потребовала существенной переработки ранее зарегистрированных актов министерств и ведомств, что объективно повлияло на увеличение количества актов, представляемых на государственную регистрацию. Но все еще имеются факты, когда отдельные федеральные органы исполнительной власти не отменяют изданные ими акты, в государственной регистрации которых им было отказано. Это является грубейшим нарушением закона, нарушает охраняемые законом права граждан. В связи с этим по поручению Президента Российской Федерации готовится проект указа, предоставляющий Минюсту России полномочия контролировать соблюдение федеральными органами исполнительной власти установленного порядка подготовки и издания нормативных правовых актов.
   
   Минюст России продолжает работу с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В федеральный регистр их включено более 235 тысяч. В целях осуществления государственного контроля за законностью всех нормативных правовых актов органов местного самоуправления Минюстом России разрабатывается проект федерального закона по созданию и ведению регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления, который будет внесен на рассмотрение в текущем году. Так, на юридическую экспертизу в территориальные органы Минюста России поступило более 37 тысяч нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проведена юридическая экспертиза более 36 тысяч актов (7% - противоречили федеральному законодательству). На основании юридической экспертизы, проведенной территориальными органами Минюста России, приведены в соответствие с федеральным законодательством свыше 2 тысяч актов, при этом из них 90% незаконных актов приведены в соответствие с федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ. Результатом стало снижение количества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральному законодательству, с 33% до 1% от общего количества принятых актов.
   
   Кроме того, в рамках проводимой реформы органов местного самоуправления с 1 сентября 2005 года вступил в действие разработанный Минюстом России федеральный закон № 97-ФЗ “О государственной регистрации уставов муниципальных образований”, в соответствии с которым на органы юстиции возложена работа по государственной регистрации уставов (зарегистрировано более 9000 уставов, по Российской Федерации в целом предстоит зарегистрировать около 25 тысяч уставов) и ведению государственного реестра муниципальных образований (внесено более 2000 муниципальных образований). Минюстом России подготовлены нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок этой работы. Проведены региональные семинары-совещания по вопросу ее организации с участием представителей аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их юридических служб, органов прокуратуры.
   
   - В связи с принятием Российской Федерацией на себя обязательств перед вступлением в Совет Европы передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Минюста России, особое внимание по-прежнему уделяется усилению системы контроля за соблюдением в уголовно-исполнительной системе прав и свобод человека. Впервые в российской истории Минюст России определен в качестве координатора федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Тем самым Минюст России становится координирующим органом в правозащитной сфере. Опыт конструктивного сотрудничества с Комитетом уже есть, и в дальнейшем Министерство будет его расширять. Также Минюст России стал центральным органом в организации правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.
   
   - Российская Федерация неоднократно сталкивалась с отказом некоторых европейских стран в выдаче ей лиц для привлечения их к уголовной ответственности, в том числе подозреваемых в причастности к терроризму. Минюстом России было инициировано предложение о введении института арбитража в механизмы европейского сотрудничества в сфере выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Минюсту России удалось добиться принятия положительного решения по этому вопросу. Это же предложение поддержали Комитет министров Совета Европы и главы государств и правительств на 3-ем саммите Совета Европы, состоявшемся в Варшаве 16-17 мая 2005 года. Бюро Европейского комитета по проблемам преступности поручило соответствующему подкомитету рассмотреть вопрос о механизмах разрешения споров, предусмотренных конвенциями Совета Европы, и доложить их на следующей пленарной сессии (в апреле 2006 года).
   
   Также Советом Европы поддержана инициатива Российской Федерации, которая выступила с предложением провести ревизию европейских конвенций по оказанию юридической помощи по уголовным делам. В настоящее время создана рабочая группа по реализации этой инициативы и предусматривается подготовка соответствующих законопроектов, которые могут быть положены в основу для модернизации требующих ревизии европейских конвенций - будет проведена ревизия пяти конвенций по оказанию правовой помощи по уголовным делам. В продолжение развития этого направления, Минюст России намерен предложить европейским странам подписать протокол об организации правовой помощи, в котором будет прописан механизм разрешения споров. Совместно с МИД России Минюст России выступил с инициативой провести в Москве научно-практическую конференцию по вопросам правовой помощи с участием ученых, министров юстиции и внутренних дел в период председательствования России в Совете Европы в мае-июне 2006 года.
   
   - С 1 января 2005 года впервые полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния стали федеральными. Минюстом России проработан вопрос о порядке дальнейшего их осуществления. Так, проведенный анализ складывающейся ситуации показал, что федерализация органов ЗАГС на данном этапе в ходе продолжающегося реформирования государственного управления и муниципального самоуправления в России представляется нецелесообразной. Учитывая состоявшееся обсуждение данного вопроса в июле 2005 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, Минюстом России были подготовлены новые предложения по совершенствованию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, которые были одобрены в августе 2005 года Президентом Российской Федерации. В развитие указанных предложений разработаны проекты необходимых нормативно-правовых актов, которыми предлагается сохранить существующий порядок реализации федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния субъектами Российской Федерации за счет федеральных субвенций с возложением контрольно-надзорных функций на Росрегистрацию.
   
   Минюстом России разработан проект федерального закона “О внесении изменений в “Основы законодательства Российской Федерации о нотариате”. Законопроект не предполагает изменения существующего порядка нотариальной деятельности и совершения нотариальных действий. Его целью является приведение Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 года в соответствие с положениями о Минюсте России и Федеральной регистрационной службе. В настоящее время к ведению Федеральной регистрационной службы отнесены правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата. Однако до сих пор ряд из этих полномочий в Основах, по прежнему, закрепляется за Минюстом России и его территориальными органами. В этой связи предлагаемый проект призван устранить существующую коллизию. Ряд положений Основ проводятся в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Предлагаемые изменения являются техническими. Фактически, законопроект носит переходный характер, поскольку с 2001 года в рамках работы Комиссии по административной реформе, которую возглавлял Д.Н. Козак, велась работа по разработке закона “Об организации деятельности нотариата в Российской Федерации”. Был подготовлен законопроект, который в настоящее время находится в Администрации Президента.
   
   - Продолжается дальнейшее совершенствование системы оказания юридической помощи гражданам, в том числе и бесплатной. 22 августа этого года принято разработанное Минюстом России Постановление Правительства Российской Федерации № 534 “О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам”. Гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическая помощь будет оказываться бесплатно создаваемыми для этих целей государственными юридическими бюро. Инициированный Минюстом России эксперимент уже проводится Росрегистрацией в 10 субъектах Российской Федерации - в Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Результаты деятельности государственных юридических бюро будут обобщены, и по итогам проведения эксперимента к 1 января 2007 года будет принято решение о целесообразности формирования на всей территории Российской Федерации федеральной системы оказания государственной юридической помощи малоимущим слоям населения.
   
   - Минюст России продолжает принимать меры по реформированию пенитенциарной системы, получившие высокую оценку со стороны международных и правозащитных организаций.
   
   Подведомственной Минюсту России Федеральной службой исполнения наказаний продолжается работа по совершенствованию организации деятельности уголовно-исполнительной системы по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
   
   По инициативе Минюста России проводится работа по введению в действие новых видов наказаний, альтернативных лишению свободы. Разработаны законопроекты, регламентирующие введение в действие нового вида наказания ограничение свободы и исключение такого вида наказания как арест из системы исполнения наказаний (инициатива одобрена на заседании Правительства Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ с 1 января 2005 года на территории России действует наказание в виде обязательных работ. Осуществляются меры по реализации разработанных специальных программ, включающих получение образования, профессии, создание гибкой системы общеобразовательного и профессионального обучения осужденных с широким использованием заочных и дистанционных форм обучения. Минюстом России инициирована разработка проекта федерального закона о социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Осуществлена передача в уголовно-исполнительную систему 338 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
   
   В 2005 году принято 5 федеральных законов и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества. Обеспечивается постоянное взаимодействие с комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в работе по подготовке ряда законопроектов, в том числе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности" и "Об оказании социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы".
   
   За счет улучшения медицинского обеспечения количество больных активной формой туберкулеза в местах лишения свободы уменьшилось в 2 раза.
   
   Введены новые улучшенные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также повышенные нормы вещевого довольствия. Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах в последние годы были значительно улучшены и в основном приведены в соответствие с международными нормами и стандартами.
   
   В настоящее время в местах лишения свободы содержится немногим более 800 тыс. лиц. На уменьшение числа заключенных может повлиять как более активное использование альтернативных видов наказаний, так и соответствующее обобщение судебной практики. С этим предложением Минюст России уже обратился в Верховный Суд России. Также улучшить ситуацию может ускорение процедуры производства по отдельным категориям уголовных дел. В связи с этим, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, проводится работа по разработке изменений в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в части ускоренной процедуры производства по уголовным делам по нетяжким преступлениям. Предполагается сократить и упростить процедуру предварительного следствия и судебного рассмотрения по подобным делам.
   
   Учитывая рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.07.2005 № 796, завершена работа по приведению в соответствие действующему законодательству нормативной правовой базы, связанной с передачей подведомственных ФСБ России следственных изоляторов в состав уголовно-исполнительной системы с 01.01.2006.
   
   Важным направлением повышения эффективности правосудия является становление и развитие института ювенальной юстиции и ювенальных судов в России. Учитывая сложность и затратность создания новой судебной ветви, эту работу Минюст России предлагает проводить поэтапно и уже сейчас (до создания этих судов) закрепить в российском законодательстве понятия “ювенальный судья” и положения о рассмотрении этим судьей уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Соответствующий законопроект подготовлен Минюстом России, идет его согласование с заинтересованными органами власти, после чего он будет представлен в Правительство Российской Федерации для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.
   
   - Федеральная служба судебных приставов в 2006 году приступила к осуществлению возложенных на нее функций уже в статусе федерального органа исполнительной власти. Несмотря на неизбежные сложности, основные показатели деятельности Службы свидетельствуют о сохраняющейся положительной динамике. Вместе с тем, процесс реформирования Федеральной службы судебных приставов обозначил ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Сейчас решается вопрос о продлении федеральной целевой программы развития судебной системы России, в которую необходимо включить Федеральную службу судебных приставов. Это позволит устранить обозначившийся перекос в развитии судебной системы и службы судебных приставов.
   
   Минюстом России проведена работа по подготовке проектов федеральных законов “О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”, “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах”, “О приведении законодательных актов в соответствие с федеральными законами “О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” и “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах”. Указанные законопроекты получили положительное заключение Правительства Российской Федерации и направлены в Администрацию Президента Российской Федерации для рассмотрения вопроса о внесении их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении унифицированных бланков исполнительных листов”, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами, находящийся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
   
   В настоящее время на основе стратегии, определенной Концепцией развития ФССП России, разрабатывается Федеральная целевая программа “Развитие ФССП России на 2006-2008 годы”, которая будет способствовать дальнейшему развитию Федеральной службы судебных приставов, повышению эффективности исполнения решений судов и иных органов, уровня безопасности при осуществлении правосудия, качественного улучшения профессионального уровня судебных приставов, надлежащего финансирования и материально-технического обеспечения службы.
   
   В 2005 году на исполнении в ФССП России находилось более 21 млн. исполнительных производств, из них окончено свыше 7 млн. исполнительных производств, находящихся на исполнении. Федеральной службой судебных приставов за 2005 год было перечислено взыскателям более 200 млрд. рублей.
   
   - Минюст России продолжает активно участвовать в формировании договорной базы правового сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в первую очередь по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам и передачи осужденных лиц для отбывания наказания (с 1992 года ратифицированы 10 межгосударственных договоров, готовятся к ратификации - 3). Так, в ходе 26-й Конференции европейских министров юстиции от имени Российской Федерации Министр юстиции Ю.Я. Чайка подписал заключенные в рамках Совета Европы Конвенцию о передаче осужденных лиц 1983 года и Дополнительный протокол к ней 1997 года. Ратификация этих документов планируется на первое полугодие 2006 года.
   
   При активном участии Минюста России впервые в Москве состоялся семинар по вопросам исполнения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам.
   
   - Минюстом России с участием заинтересованных федеральных органов проанализирована существующая правовая база в области борьбы с терроризмом и противодействия экстремистской деятельности, начиная с международных договоров и заканчивая специальными законами. Анализ позволяет сделать вывод о том, что она отражает требования международных договоров Российской Федерации. При этом не наблюдается принципиальных различий в подходах зарубежных стран в уголовно-правовой оценке терроризма. Так, осенью 2004 года в Государственную Думу был внесен проект, разработанный рабочей группой из депутатов, представителей Минюста России и федеральных органов, новой редакции федерального закона “О противодействии терроризму”, принятый в первом чтении 17.12.2004. В нем по новому определяются принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму.
   
   Минюстом России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предусматривающий применение ограничения свободы не только как вида основного наказания, но и как дополнительного, прежде всего, за преступления террористического характера.
   
   Минюст России принимал активное участие в разработке Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (принята 16.05.2005, подписана Российской Федерацией 17.05.2005). Подготовлен проект федерального закона о ратификации указанной Конвенции.
   
   Минюстом России проведена организационная и аналитическая работа по формированию единого регистра нормативных правовых актов, касающихся борьбы с терроризмом и обеспечения общественной безопасности (далее - Единый регистр). Проанализированы предложения и проведено совещание представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти по определению массива нормативных правовых актов, подлежащих включению в Единый регистр. Сформированы перечень и массив нормативных правовых актов неограниченного доступа для включения в Единый регистр, что позволит осуществлять его ведение в электронном виде. Вопросы, связанные с включением в Единый регистр нормативных правовых актов ограниченного доступа, целесообразно решать в рамках участия Минюста России в реализации программы “Антитеррор” и создания единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 № 474 “О едином банке данных по борьбе с терроризмом”.
   
   Минюстом России и подведомственной Федеральной регистрационной службой на постоянной основе осуществляется мониторинг вновь создаваемых, а также действующих политических партий и общественных организаций с целью выявления экстремистской направленности и своевременного пресечения их деятельности.
   
   До настоящего времени Федеральной регистрационной службой не отмечено попыток государственной регистрации общественных объединений и религиозных организаций, цели и действия которых направлены на подрыв основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, безопасности государства, разжигания расовой, национальной и религиозной розни.
   
   На завершающем этапе находится формирование единой системы мониторинга политических партий и общественных организаций. Осуществляется постоянный обмен информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (МВД России, ФСБ России, МИД России и другими).

Материал подготовлен пресс-службой Правительства РФ, опубликован на сайте Центра парламентских коммуникаций