ГлавнаяБиблиотекаМатериалы российских НПО, подготовленные для Универсального периодического обзора по России в Совете ООН по правам человека

Материалы российских НПО, подготовленные для Универсального периодического обзора по России в Совете ООН по правам человека

04 февраля 2009, 09:21

сентябрь 2008 г.
 
Эта подборка материалов была подготовлена в августе-сентябре 2008 г. группой российских неправительственных организаций для передачи в офис Верховного комиссара ООН по правам человека для подготовки Универсального периодического обзора исполнения Российской Федерацией ее международных обязательств и рассмотрения этих вопросов в Совете ООН по правам человека. Материалы были подготовлены в соответствии с планом, подготовленным офисом Верховного комиссара ООН, и содержат рекомендации и ссылки на более детальные доклады и публикации. В подготовке материалов участвовали следующие организации: Информационно-аналитический центр «Сова», Центр развития демократии и прав человека, фонд «Общественный вердикт», Правозащитный центр «Мемориал», Институт прав человека, Московская Хельсинкская группа, Центр социально-трудовых прав, Ассоциация «Голос», Фонд защиты гласности, Молодежное правозащитное движение, Центр «Демос», Фонд «Социальное партнерство», РООИ «Перспектива», Комитет «Гражданское содействие беженцам и вынужденным мигрантам», Межрегиональный комитет против пыток.
 
Содержание:
Общая динамика положения с правами человека. Международное сотрудничество в области прав человека 
Государственные институты по защите прав человека
Свобода объединений. Взаимоотношения правозащитных НПО и государства
Свобода собраний
Свобода слова и информации
Избирательная система
Расовая дискриминация
Преступления на почве ненависти и язык вражды
Нарушения прав человека в контексте борьбы с терроризмом и экстремизмом
Противодействие терроризму и права человека: ситуация на Северном Кавказе
Пытки и жестокое обращение
Положение в местах лишения свободы
Право на свободу и личную неприкосновенность
Судебная система
Экономические и социальные права
Уязвимые группы
Положение инвалидов
Дискриминация по мотивам сексуальной ориентации и гендерной идентичности
Права военнослужащих
 
1. Изменение характера политического режима в России в последние годы привело к ухудшению положения в области прав человека:
а) внесение изменений в законодательство, значительно ограничивающих, в том числе под предлогом обеспечения безопасности, все основные права и свободы граждан;
б) развитие «идеологического» нормотворчества: замещение юридических положений идеологическими понятиями;
в) доминирование избирательного правоприменения по политическим и экономическим мотивам;
г) снижение прозрачности и подотчетности власти, рост произвола и безнаказанности чиновников, ослабление механизмов защиты и восстановления прав. В результате растет неверие общества в правовые механизмы и эффективность демократических процедур и институтов.
 
2. Взаимодействие РФ с межправительственными организациями по вопросам прав человека стало носить все более формальный характер:
а) Как правило, не выполняются и не публикуются рекомендации договорных органов ООН по результатам рассмотрений докладов РФ. Не высылаются приглашения  ключевым спецдокладчикам ООН.  
б) Не регламентирован порядок официального опубликования решений Европейского суда по правам человека и имплементации в законодательство и административную практику содержащихся в них рекомендаций по мерам общего порядка. Это способствует тому, что рекомендации Европейского суда по мерам общего порядка не реализуются.
в) Не публикуются доклады Комитета Совета Европы по предотвращению пыток.
г) Фактически свернуто сотрудничество по вопросам прав человека и демократии с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, в то время как само Бюро стало объектом необоснованной жесткой критики со стороны РФ.
д) Позиция РФ по вопросам массовых нарушений прав человека в различных регионах мира, а также по вопросам реформ межправительственных организаций по правам человека, обсуждающихся в рамках межправительственных организаций, становится все более неконструктивной.
 
3. Не ратифицированы Россией:
- протоколы к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод № 6 и № 14;
- Римский Статут Международного уголовного суда;
- Европейская Социальная Хартия;
- Международная конвенция о правах инвалидов;
- ряд важных конвенций Международной организации труда, в т. ч. № 102 («О минимальных стандартах социального обеспечения») и № 128 («О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»);
Не подписаны и не ратифицированы:
- факультативный протокол к Международной конвенции против пыток;
- протокол № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
 
Рекомендации:
- ратифицировать вышеупомянутые международные документы и ликвидировать эти и другие противоречия между национальным и международным законодательством;
- наладить эффективное сотрудничество РФ с межправительственными организациями по вопросам прав человека в России и различных регионах мира, а также по реформированию международных институтов по правам человека; повысить ответственность Правительства в этой сфере;
- обеспечить выполнение мер общего характера, зафиксированных в решениях ЕСПЧ в отношении РФ, и внедрить механизм контроля за реализацией этих мер;
- направить приглашения для посещения РФ спецдокладчикам ООН по терроризму и правам человека, по положению правозащитников, согласовать визит спецдокладчика ООН по пыткам[1] на условиях, принятых Комиссией ООН по правам человека. на условиях, принятых Комиссией ООН по правам человека.
 
Национальная система включает в себя федерального и региональных уполномоченных по правам человека, Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ и комиссии по правам человека при главах субъектов РФ. Их юрисдикция, состав и эффективность зависят от позиции исполнительной власти, которую не подлежит эффективному контролю из-за отсутствия соответствующих механизмов. Так, например, федеральный омбудсмен не может инициировать судебное рассмотрение на основании жалоб о нарушениях прав человека и не имеет влияния на законодательство.
 
Рекомендации:
- создать эффективные механизмы работы омбудсменов.
 
 
1. Высшие чиновники враждебно относятся к правозащитным НПО и неоднократно заявляли, что они служат враждебным зарубежным интересам, представляют угрозу государству, занимаются «недопустимой политической деятельностью», помогают шпионам и террористам.
 
2. Масштабные изменения в законодательстве об НПО 2006 г. предоставили обширные и нечетко сформулированные полномочия регистрационной службе, создающие основу для вмешательства в деятельность НПО, усложнили отчетность и упростили процедуру ликвидации.
 
3. Усиливается давление на НПО: множатся произвольные отказы в регистрации новых НПО, парализующие проверки, ликвидации, а также избирательные преследования с использованием другого законодательства – анти-экстремистского, налогового, о демонстрациях, об авторских правах и др.
 
4. Растет число угроз и нападений на правозащитников, в основном со стороны радикальных националистов. Власти часто проявляют бездействие в связи с этими случаями.
 
Рекомендации:
- прекратить нападки на правозащитников со стороны чиновников и государственных СМИ и произвольные преследования НПО.
- исключить из законодательства и подзаконных актов расплывчатые и неправовые формулировки. Ограничить полномочия контрольных органов и переориентировать их на содействие НПО вместо давления на них;
- тщательно расследовать все случаи угроз и нападений на правозащитников;
- развить сотрудничество со спецпредставителем Генерального секретаря ООН по положению правозащитников и другими международными структурами в этой сфере.
Хотя законом установлена процедура уведомления организаторами мероприятий местных властей, на практике от организаторов требуют заручиться «санкцией» властей. Более того, власти пытаются срывать мирные мероприятия различными способами, включая:
- подмену процедуры согласования времени и места проведения выдвижением неприемлемых условий[3]; ;
- прекращение мероприятия и задержание участников в случае любого нарушения;
- использование для запрета мероприятия или наказания организаторов и участников незаконных причин: «препятствия отдыху или передвижению граждан», «неправильная» тема, несоответствие используемых лозунгов заявленной теме и т.д.;[4]
- превентивные задержания участников[5] перед началом собраний; перед началом собраний;
- фабрикация дел об административных правонарушениях организаторов и участников собраний.
 
Рекомендации:
- установить в законодательстве презумпцию в пользу проведения собраний;
- законодательно установить порядок осуществления согласительной процедуры между организаторами собраний и властями, обеспечивающей паритет сторон;
- обеспечить правозащитникам и журналистам возможность беспрепятственно наблюдать и фиксировать происходящее на собраниях;
- гарантировать проведение собраний в зоне видимости и слышимости их предполагаемых аудиторий.
1. Все основные телеканалы находятся под фактическим контролем государства, не предоставляют необходимой информации и разнообразия мнений, а ведут государственную пропаганду, что стало особенно заметно в ходе кризиса в Южной Осетии.
 
2. Продолжает сужаться свободное информационное пространство. Есть признаки контроля государства над большинством значимых печатных СМИ. Заметно давление уже и на интернет: запрещаются веб-сайты и выносятся приговоры блоггерам по обвинению в экстремизме.
 
3. Не обсуждается в парламенте законопроект о праве граждан на свободное получение информации. Вместо этого готовится более жесткий закон о масс-медиа.
 
4. Уголовные преследования за диффамацию серьезно ограничивают возможность критики.
 
5. Остаются безнаказанными многочисленные нападения и убийства журналистов.
 
Рекомендации:
- отказаться от политики государственного контроля над СМИ;
- принять закон о праве граждан на свободное получение информации;
- декриминализовать диффамацию (удалить статьи 129 и 130 Уголовного кодекса);
- эффективно расследовать случаи нападений и убийств журналистов, выявить их заказчиков.
 
1. Права граждан на объединение в партию ограничены посредствам неоправданно завышенных требований к членству в партии и запрещения региональных партий. Партии подвергаются чрезмерному контролю.
 
2. Регистрация кандидатов и партий на выборах зависит от избирательных комиссий и судов, подконтрольных органам исполнительной власти.
 
3. Резко возросло административное давление:
- агитация за кандидатов со стороны чиновников;
- указания сотрудникам предприятий и бюджетных организаций голосовать за конкретную партию;
- применение насилия к кандидатам и наблюдателям от НПО;
- изъятие агитационных материалов партий и препятствование их распространению под сфабрикованными предлогами;
 
Рекомендации:
- либерализовать законодательство о партиях и систему регистрации партий и кандидатов для участия в выборах;
- восстановить законодательные гарантии национального и международного контроля за выборами.
 
1. Давление со стороны официальных властей на определенные этнические группы: преследования грузин в 2006 г., ограничения прав чеченцев, сносы цыганских поселков и выселения цыган. 
 
2. Этнически предвзятая деятельность правоохранительных органов: избирательные остановки и проверки документов у представителей «визуальных меньшинств», наблюдения за определенными этническими группами.
 
3. Репрессивное законодательство об иностранцах, не позволяющее иммигрантам эффективно получить легальный статус на территории России и ставящее бывших граждан СССР, законно живших в стране, в положение нелегальных мигрантов без реальных шансов узаконить свое проживание.
 
4. Статус беженца не гарантирован практически ни для кого из тех, кто ищет убежища и для лиц, у которых был статус беженца в прошлом
 
5. Отсутствие эффективного запрета дискриминации.
 
6. Неисполнение гарантий в отношении коренных народов, угроза их доступу к необходимым природным ресурсам, отсутствие поддержки уязвимых групп (цыгане).
 
Рекомендации:
- расследование случаев дискриминации, привлечение к ответственности виновных должностных лиц, компенсация ущерба.
- создание эффективных антидискриминационных механизмов, пересмотр миграционного и регистрационного законодательства и закона об иностранцах, запрет этнического профилирования, упрощенная легализация фактически постоянных жителей страны.
- создание реальных гарантий коренным народам; реальная поддержка и интеграция цыган и других уязвимых групп.
 
1. Количество преступлений на почве ненависти в последнее время увеличивается примерно на 20% в год. Возрастает жестокость преступлений; часто используется оружие и взрывчатка. Как правило, открыто и большей частью безнаказанно действуют организации, прямо призывающие к насилию и дискриминации.
 
2. Преследование этих преступлений становится более активным, но все равно многократно отстает от масштаба преступлений на почве ненависти и расистской пропаганды.
 
3. Часть чиновников сотрудничает с расистскими организациями и/или допускает высказывания, явно интолерантные по отношению к определенным этническим группам. Например, пропагандистские кампании против внешнеполитических противников влекут создание языка вражды в отношении соответствующих этнических групп, проживающих в России.
 
Рекомендации:
- организовать систему учета преступлений на почве ненависти
- активизировать противодействие таким преступлениям, в том числе – организованной расистской деятельности.
 
1. Законодательство определяет экстремизм чрезвычайно широко и неопределенно, смешивает терроризм, преступления на почве ненависти и просто резкие формы протеста и критики. И при этом предписывает жесткие санкции в адрес граждан, организаций и масс-медиа.
 
2. Растет количество неправомерных преследований за экстремизм в адрес политических, общественных и религиозных (в особенности мусульманских[9]) групп, масс-медиа и отдельных) групп, масс-медиа и отдельных граждан. Все чаще уголовное преследование начинается за резкую критику властей, милиции или армии. В отношении подозреваемых и обвиняемых нередко применяются пытки.[10]
 
3. Обвинения в терроризме в адрес организаций и отдельных граждан зачастую фальсифицируются. Согласно обязательствам, принятым в рамках соглашений Шанхайской организации сотрудничества, людей, порой даже без суда, высылают в страны, где им грозят пытки (Узбекистан, Китай)[11]..
 
Рекомендации:
- пересмотреть антиэкстремистское законодательство; определить понятие «экстремизм» как наиболее опасные деяния, связанными с использованием насилия или призывами к нему.
- прекратить или пересмотреть дела по экстремизму, связанные с нарушением прав человека.
- исключить пытки беженцев, обвиняемых в экстремизме, и их высылку в другие страны, что противоречит международным обязательствам России, а также иные нарушения их прав.
Нижеприведенные методы «контр-террористической операции», прежде всего на Северном Кавказе, позволяют говорить о перерождение «борьбы с терроризмом» в государственный террор:
 
1. Несоразмерное применение силы в «специальных» и «контр-террористических» операциях.
 
2. Методы, используемые в отношении предполагаемых участников незаконных вооружённых формирований: внесудебные казни; похищения, насильственные недобровольные исчезновения; пытки[13], фабрикация уголовных дел. , фабрикация уголовных дел.
 
3. Действует система организованной безнаказанности для представителей государства, совершивших преступления в ходе «контр-террористических операций».
 
4. Продолжается фабрикация уголовных дел об «исламском экстремизме», в т.ч. за пределами Северного Кавказа[14]..
 
Рекомендации:
- проводить расследование преступлений, совершенных в ходе «контр-террористических операций» (в т.ч. расследование хода операций по освобождению заложников в театре на Дубровке в Москве в 2002 г. и в школе в Беслане в 2004 г.) в национальных и международных инстанциях;
- разрешить допуск в Россию специальных докладчиков ООН и делегаций европейских структур;
- привести законодательство о контр-террористических операциях и практику его проведения в соответствие с ООНовскими и европейскими стандартами;
- отказаться от тех пунктов соглашений в рамках Шанхайской организации сотрудничества против «терроризма», «экстремизма» и «сепаратизма», которые основаны на приоритете интересов государства над правами человека и на принципе «невмешательства во внутренние дела» в случае нарушений прав человека.[15]
1. Российское уголовное право не содержит международно-признанного определения пытки. Применение пыток рассматривается как «превышение должностных полномочий», что не отражает всей тяжести последствий от пыток и не позволяет в полной мере оценить масштаб проблемы[16]. .
 
2. Пытки и жестокое обращение широко используются правоохранительными органами с целью получения нужных показаний[17]..
 
3. Расследование должностных преступлений, включая и пытки, осуществляется неэффективно, без должной быстроты и тщательности, что нередко позволяет виновным избежать ответственности. Зачастую виновные в неэффективном расследовании к ответственности не привлекаются[18]..
 
4. Несвоевременно исполняются решения судов о компенсации вреда пострадавшим от должностных преступлений, включая применение пыток[19]. .
 
Рекомендации[20]: :
- ввести в Уголовный кодекс РФ определение пытки согласно ст. 1 Конвенции ООН против пыток.
- разработать и внедрить комплекс мер по обеспечению эффективного расследования жалоб на пытки, наказания виновных и реабилитации пострадавших, ведению мониторинга и оценки степени распространенности пыток.
1. Количество заключенных с 2004 года возросло с 763 до 895 тысяч. Ситуация с правами человека в исправительных заведениях ухудшилась. Растет число протестных волнений заключенных против грубого насилия, пыток и унизительного обращения со стороны сотрудников и «групп поддержания дисциплины и порядка» из самих заключенных. Руководство ФСИН оправдывает действия сотрудников, применяющих чрезмерное насилие, вплоть до убийств.
 
2. Пенитенциарная система стала менее прозрачной. Во многих регионах представители НПО не могут посещать места лишения свободы.
 
Рекомендации.
- в соответствии с законом 2008 г. об общественном контроле создать эффективные общественные комиссии, а не их имитацию. 
- ликвидировать «группы поддержания дисциплины и порядка» из самих заключенных;
- обеспечить тщательное расследование случаев чрезмерного насилия и убийств в колониях;
- ввести более широкое использование наказаний, альтернативных лишению свободы;
- свести к минимуму применение содержания подследственных под стражей.
1. Правоохранительные органы ограничивают права задержанных, заподозренных в совершении преступления, посредством:
- отказа документировать точное время задержания;
- фальсификации административного нарушения для осуществления административного ареста, подменяющего задержание подозреваемого;
- несоблюдения прав задержанных на информирование родственников, доступ к адвокату и врачу.
 
2. Остается проблемой избыточное применение досудебного ареста, в частности:
- выносятся недостаточно мотивированные решения об избрании ареста;
- арест применяется к лицам, совершившим не тяжкие преступления;
- сроки содержания под стражей остаются слишком длительными.
 
Рекомендации:
- Ввести общественный контроль за местами заключения.
- Привлекать к ответственности за нарушение прав задержанных.
- Ввести в практику меры пресечения, альтернативные аресту.
1. Не хватает гарантий независимости судебной системы. Независимость суда подрывается:
- концентрацией полномочий в руках председателей судов. Председатели судов распределяют дела между судьями, отвечают за поощрение судей и их привлечение к ответственности. Председатели судов не избираются судьями, а назначаются исполнительной властью. Кроме того, председатели судов не ротируются.
- лакуны в дисциплинарных процедурах увеличивают возможности для лишения судей их полномочий: спорное и нечеткое определение оснований лишения судей их полномочий в законе.  Работа квалификационных коллегий, имеющих право лишить судью статуса, недостаточно публична.
 
2. Общественность лишена возможности принимать участие в судопроизводстве:
- гражданские, административные и коммерческие процессы ведут только профессиональные судьи;
- присяжные имеют доступ только к ограниченному количеству уголовных дел.
 
3. Состязательность сторон в уголовном процессе остается формальностью, так как:
- закон не обязывает предоставлять материалы и информацию адвокатам;
- закон не позволяет создавать независимые экспертные учреждения;
- форма представления доказательств защитниками не определена;
- адвокаты сталкиваются с давлением правоохранительных органов.
 
Рекомендации:
- ввести выборность и ротацию председателей судов.
- выработать более четкое определение юридических оснований для лишения судей полномочий.
- повысить прозрачность квалификационных коллегий.
- увеличить участие общественности в судопроизводстве.
- создать законодательные и иные условия для практической реализации стороной защиты права на сбор доказательств.
- устранить давление на адвокатов со стороны прокуроров.
 
1. Низок уровень пенсионного обеспечения[21]. Это не только проблема бедности и права на социальное обеспечение, но и права на жизнь, права на уважение человеческого достоинства и запрета унизительного обращения. Это не только проблема бедности и права на социальное обеспечение, но и права на жизнь, права на уважение человеческого достоинства и запрета унизительного обращения[22].
 
2. Масштабны нарушения права на труд в безопасных условиях и при соблюдении гигиены труда, что влечет огромное количество травм и профессиональных заболеваний[23]..
 
3. Проведение законных забастовок практически невозможно из-за ограничительного законодательства о забастовках. Почти все забастовки признаются незаконными[24]. .
 
4. Огромен разрыв в уровне доходов и заработной платы между разными группами людей. Низок жизненный уровень большей части работающего населения[25]..
 
Рекомендации:
- ратифицировать Европейскую социальную хартию.
- ратифицировать Конвенцию МОТ №102, установить коэффициент замещения пенсией среднего заработка на уровне не менее 40%.
- усилить внимание к совершенствованию технологий производства, к охране труда; повысить ответственность за нарушения правил охраны труда и усилить ее неотвратимость.
- либерализовать законодательство о забастовках.
Уязвимые группы
Положение инвалидов
1. Права инвалидов на образование, труд и доступную среду ограничены лакунами в законодательстве, отсутствием государственной политики и практикой дискриминации.[26]
 
2. Большая часть детей-инвалидов получает образование в изоляции на дому или сегрегированны в спецшколах или признаны «необучаемыми».[27]
 
3. Региональное законодательство о безбарьерной среде и квотировании рабочих мест для инвалидов неэффективно из-за отсутствия механизма реализации. Многим способным работать инвалидам подзаконными актами запрещена трудовая деятельность.
 
Рекомендации:
- ратифицировать Международную конвенцию о правах инвалидов;
- разработать и принять долгосрочные государственные программы поддержки инклюзивного образования, открыть свободный доступ к рынку труда и безбарьерной среде.
 
1. Широко распространены случаи бездействия или противоправных действий правоохранительных органов при обращении к ним геев и лесбиянок.
 
2. Развернута кампания «по борьбе с пропагандой гомосексуализма», которая направлена на ограничение права геев и лесбиянок на свободу убеждений и на их свободное выражение, включая свободу собраний.[29] В 2007 г. было два случая незаконного отказа в государственной регистрации организациям сексуальных меньшинств. В 2007 г. было два случая незаконного отказа в государственной регистрации организациям сексуальных меньшинств.
 
3. В российском законодательстве не существует четкого описания процедуры перемены пола, как нет даже определения пола.
 
Рекомендации:
- запретить дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности;
- разработать и внедрить в практику процедуру смены пола.
 
1. При призыве на военную службу имеют место недобросовестное медицинское освидетельствование, дезинформирование, вымогательство взяток[30]..
 
2. Солдаты по-прежнему подвергаются физическому насилию со стороны старших сослуживцев и офицеров (в том числе для вымогательства и принуждения к незаконному труду[31]), что иногда приводит к смерти и самоубийствам. Не предоставляются должные медицинская помощь и правовая защита.), что иногда приводит к смерти и самоубийствам. Не предоставляются должные медицинская помощь и правовая защита.
 
3. Служащих срочной службы в массовом порядке принуждают к подписанию контрактов. Военнослужащие контрактной службы не избавлены от перечисленных выше правонарушений[32]. .
 
Рекомендации:
- улучшить законодательство в сфере военной службы с акцентом на защите прав человека
- усилить контроль за расследованием правонарушений в армии, создать действенные механизмы защиты свидетелей и потерпевших,
- открыть вооруженные силы для гражданского контроля.
 


[1] См. справку «Информация о соответствии визита Специального докладчика ООН по пыткам в учреждения уголовно-исполнительной системы законодательству Российской Федерации». Фонд «Общественный вердикт», апрель 2008 г.
[2] См. следующие доклады: Freedom of Association and the Situation of NGOs in Russia. Center for the Development of Democracy and Human Rights, April 2008, https://www.mhg.ru/english/B23B4E2.
- Control and Punishment: Human Rights Implications of Russian Legislation on NGOs”. Moscow Helsinki Group and Human Rights without Frontiers, February 2008, https://www.mhg.ru/files/008/hrwf.pdf.
- Новое законодательство: НПО и Российская регистрационная служба – пять проблем взаимодействия. Межрегиональная группа по правам человека / Воронеж, Центрально-черноземный район. Московская хельсинкская группа и Международное молодежное движение по правам человека, февраль 2008. https://www.mhg.ru/files/008/nkoirr.pdf.
- Удушающая бюрократия. Государство против независимой гражданской активности. Human Rights Watch, февраль 2008. https://www.hrw.org/sites/default/files/reports/russia0208ruweb_1.pdf
[3] См. «Свобода собраний в Российской Федерации в 2007 г.: контраст между законодательством и правоприменительной практикой”, материал для консультаций Россия-ЕС по правам человека. http://www.mhg.ru/files/008/7ec.doc.
[5] См. доклад «Хроника преследования активистов: о нарушениях прав человека в связи с проведением саммита Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге в июле 2006 года» http://resist.ru/doklad_legal_tim.doc.
[6] См. доклад «Выполнение Российской Федерацией Международной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации: Альтернативный доклад российских НПО». 2008, http://xeno.sova-center.ru/6BA2468/6BB4254/B8954EB.