ГлавнаяМеждународные инстанцииРекомендации российских НПО о мерах, необходимых для достижения устойчивого уровня соблюдения статей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Рекомендации российских НПО о мерах, необходимых для достижения устойчивого уровня соблюдения статей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

23 ноября 2006, 13:19

Рекомендации сгруппированы в соответствии со структурой Альтернативного доклада и выделенных в Докладе проблемных областей существования практики пыток и жестокого, антигуманного обращения
Статья 2 Конвенции
Общие меры по реализации положений Конвенции
1. Компетентные власти  РФ должны провести изучение, анализ и оценку практической деятельности правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью, с целью идентифицировать практики, не соответствующие требованиям настоящей Конвенции, установить причины существования таких практик и разработать комплекс мер по их ликвидации.
2. Компетентные власти  РФ должны разработать систему мониторинга, позволяющую объективно оценивать степень распространенности пыток и жестокого и унижающего обращения в стране с учетом высокой латентности этого вида нарушения. Так же власти должны вести статистический учет, который позволял бы устанавливать  а) число направленных в компетентные органы жалоб на пытки и жестокое и унижающее обращение, б) число расследований инициированныж по жалобам на пытки, в) число жалоб на прытки, признанных обоснованными в ходе расследования, г) число судебных приговоров за пытки, д) число лиц, привлеченных к ответственности за применен6ие пыток и жестокого обращения.
3. Компетентные власти РФ должны продолжить развивать международное сотрудничество в области предотвращения пыток, в том числе, а) ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции против пыток, б) осуществлять полноценное взаимодействие со Специальным докладчиком по предотвращению пыток и Европейским комитетом по предотвращению пыток.
 
Статья 3 Конвенции
Предотвращение угрозы пыток при решении вопроса о предоставлении убежища и осуществлении экстрадиции и высылки
1. Практика и процедура предоставления убежища должны быть приведены в соответствие с нормами международного права и требованиями национального законодательства в этой области. Официальным властям следуют более тщательно изучать основания для предоставления убежища, как того требуют международные договоры РФ, и пересмотреть от политики отказа в предоставлении убежища.
2. Вне зависимости от политического и экономического сотрудничества РФ со странами, где распространена практика пыток и жестокого обращения с людьми, выдворение или высылка в них должна быть исключена.
3. Необходимо исключить слишком широкое применение статьи 18.8 КоАП РФ, приводящей на практике к выдворению мигрантов за любое, даже незначительное нарушение режима пребывания на территории России. Для этого необходимо:
А) Дополнить статью 18.8 КоАП РФ ее новой второй частью, особо и четко выделив те нарушения режима пребывания в РФ, которые предполагают выдворение.
Б) Разработать и издать ведомственный подзаконный акт (МВД России или ФМС России), регламентирующий порядок применения санкции в виде выдворение. Такой порядок должен необходимым образом разъяснять официальным органам на местах, что при принятии решения о применении санкции в виде выдворения, они должны руководствоваться принципом единства семьи и уважения семейной жизни, а также положениями закона «О беженцах».
В) Судебные органы, которые в соответствии со статьей 3.10 КоАП РФ принимают решение о применении санкции в виде административного выдворения, должны получить аналогичное разъяснение от Верховного Суда РФ.
4. В субъектах Российской Федерации необходимо создать сеть центров содержания лиц, ищущих убежища, где они могут проживать во время рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища.
5. В субъектах Российской Федерации необходимо создать спецприемники для выдворяемых и депортируемых, в которых условия содержания должны соответствовать принципам гуманности и не унижать человеческое. В этих центрах должны работать консультанты, разъясняющие задержанным их права, включая право на обжалование решения об административном выдворении, депортации или высылке.
 
 
Статья 4 Конвенции
 
1. Российской Федерации необходимо ввести в Уголовный кодекс РФ состав преступления «пытка» в полной мере соответствующий определению пытки, содержащемуся в ст. 1  Конвенции.
2. Жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение должно получить законодательное определение в качестве конкретного преступления должностного лица,
 
Статья 10 Конвенции
Обучение и подготовка персонала правоохранительных органов
1. Компетентные власти РФ должны расширять имеющийся опыт международного сотрудничества в области подготовки  персонала пенитенциарных и правоохранительных структур, вовлекая в эти программы как можно большее число сотрудников, непосредственно отвечающих за взаимодействие с гражданами.
2. Компетентные власти РФ  должны расширять имеющийся опыт привлечения НПО к процессу обучения и подготовки персонала пенитенциарных и правоохранительных структур.
 
Статья 11 Конвенции
Обеспечение реализации положений Конвенции при задержании, допросах и содержании в местах лишения свободы
1. Компетентные власти РФ должны предпринять меры для развития национальной системы посещения независимыми экспертами мест лишения свободы. В частности, доработать и принять соответствующий закон.
2.  Медицинская служба, проводящая осмотры лиц, заключенных под стражу, должна быть выведена из подчинения МВД России и Минюста России (ФСИН России). В соответствии с рекомендациями Комитета против пыток ООН, медицинская служба в местах заключения должны быть независимой от МВД и Минюста России.
3. Органам прокуратуры и судам выработать единое и непротиворечивое толкование норм российского законодательства, касающихся момента задержания, а так же статуса задержанных с тем, чтобы обеспечить практическую реализацию права на доступ к адвокату и других гарантий защиты от пыток, с момента фактического лишения свободы и вне зависимости от оснований для задержания.
4. В целях повышения реализация права на защиту Российской Федерации необходимо в УПК РФ ввести изменения, предусматривающие возможность участи в уголовном процессе на всех стадиях защитников, не являющихся адвокатами, по приглашению подзащитного (задержанного, обвиняемого, подсудимого). Их функции в процессе, должны быть такими же, как и у профессиональных защитников – адвокатов.
5. Необходимо передать изоляторы временного содержания как места принудительной изоляции из МВД России в Министерство Юстиции РФ, тем самым завершив реформу мест заключения.
6. Российской Федерации необходимо провести комплекс мер по кадровому и финансовому усилению милицейских служб с тем, чтобы они могли производить выявление и расследование преступлений, опираясь на современные методы
Статья 12 Конвенции
Обеспечение проведения быстрого и беспристрастного расследования по жалобам на пытки
1. Генеральная прокуратура РФ должна разработать методические рекомендации по расследованию пыток и жестокого и унижающего обращения, которые учитывали бы криминологические характеристики  этих преступлений, а так же международные стандарты расследования таких преступлений, нашедшие отражение в Стамбульском протоколе и решениях Европейского суда по правам человека.
2. Власти РФ  должны  провести практическое обучение сотрудников прокуратуры методам расследования пыток и жестокого и унижающего обращения.   
3. Власти РФ должны принять комплекс мер в том числе и законодательных, обеспечивающих доступ пострадавшего от пытки  к расследованию в соответствии со стандартами Конвенции против пыток и Европейского суда по правам человека.
 
Статья 13 Конвенции
 
Обеспечение права подачи жалобы на пытки
 1. Власти РФ должны пересмотреть процедуру, предполагающую направление жалоб заключенных через администрацию мест лишения свободы, и разработать новую систему, которая позволяла бы  заключенным высылать жалобы вне зависимости от наличия или отсутствия доброй  воли администрации учреждения.
 
 
Ситуация в Чеченской Республике и на Северном Кавказе
1. Необходимо ввести практику инструктирования работающих на Северном Кавказе, в первую очередь в Чеченской Республике, сотрудников федеральных, а также местных силовых структур высшими инстанциями об абсолютной необходимости соблюдения прав человека, в частности, тотального запрета на пытки и жестокое обращение, при исполнении ими должностных обязанностей, а также об ответственности за выполнение преступных приказов со стороны вышестоящих инстанций и служащих;
2. Необходимо осуществить ревизию состава и деятельности различных силовых структур, функционирующих на Северном Кавказе, в первую очередь в Чеченской Республике, и ввести их деятельность строго в рамки законодательства РФ.
3. Повысить эффективность адвокатской и судебной защиты жителей Северокавказского региона, в частности Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, ставшим жертвами пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (в частности, искоренить практику незаконных тюрем, обеспечить немедленный доступ адвоката к задержанным, тщательно расследовать жалобы на пытки и незаконные методы воздействия).
4. Предоставить компенсации жителям Северокавказского региона, в частности Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, ставшим жертвами пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения.
5. Обеспечить беспрепятственный допуск в места предварительного заключения в Чеченской Республике, и в других республиках Северного Кавказа, для представителей международных организаций, в частности, Международного комитета Красного Креста и специального докладчика ООН по пыткам.
6. Необходимо объявить широкую амнистию всем участникам вооруженных формирований, противостоящих в Чечне федеральным силам. Единственным условием для отказа в предоставлении такой амнистии должно быть совершение тяжких преступлений против мирных жителей, пленных, насильственно удерживаемых лиц.
6а. Прекратить практики давления на амнистированных лиц с целью заставить их вступить в ряды какого-либо силового ведомства или формирования .
6б. Необходимо назначить специального представителя Президента или Правительства РФ по наблюдению за ходом амнистии и обеспечению безопасности лиц, прошедших амнистию.
7. Необходимо обеспечить реальное сотрудничество с механизмами защиты прав человека Совета Европы и ООН, включая специальные процедуры Совета по правам человека ООН, договорные органы СЕ и ООН;
8. Необходимо обеспечить эффективное сотрудничество с Европейским Судом по правам человека в части исполнения решений суда с точки зрения индивидуальных мер и мер общего характера (начиная с обеспечения Российской Федерацией перевода решений ЕСПЧ на русский язык и распространения этих решений среди компетентных государственных структур).
8а. Необходимо обеспечить безопасность заявителям в Европейский Суд из Чеченской Республики, членам их семей и их представителям в Европейском Суде, в том числе, посредством эффективного сотрудничества с Европейским судом.
9. Обеспечить свободный доступ в Чеченскую Республику средств массовой информации, включая иностранных журналистов;
10. Оказывать необходимое содействие российским и международным правозащитным организациям в их работе по мониторингу ситуации с правами человека в Чеченской Республике и в других республиках Северного Кавказа.
10а. Повысить эффективность сотрудничества с правозащитными организациями в деле ликвидации климата безнаказанности и улучшения ситуации с правами человека в Северокавказском регионе.
11. Обеспечить соответствие международным стандартам в области прав человека и гуманитарного права (обязательно включая Европейскую Конвенцию по правам человека, Женевские Конвенции и Инструкции Совета Европы по правам человека и борьбе с терроризмом), как в части нормативной базы, так и практики мероприятий по борьбе с терроризмом, предпринимаемых государственными структурами.