ГлавнаяМеждународные инстанцииРекомендации российских НПО по вопросу свободы объедиений

Рекомендации российских НПО по вопросу свободы объедиений

01 октября 2009, 13:30

Центр развития демократии и прав человека, Фонд «Общественный вердикт» и Информационно-аналитический центр «СОВА»

 

Свобода объединений все больше ограничивается во многих странах региона ОБСЕ. Растет давление со стороны органов власти на независимые НПО и активистов с использованием правовых и неправовых инструментов. Многие называют этот феномен «атакой на гражданское общество». Среди многочисленных проявлений растущего давления правительств на НПО и активистов можно отметить следующие:

 

  • Враждебная риторика представителей властей и контролируемых ими СМИ с обвинениями в адрес НПО в деятельности против национальных интересов, подрыве политической стабильности, участии в «недопустимой политической деятельности», связях с зарубежными разведками и финансировании враждебными зарубежными государствами;
  • Принятие нового репрессивного законодательства об НПО и его применение, имеющее карательный характер;
  • Растущее использование анти-экстремистского и анти-террористического законодательства против НПО и активистов;
  • Давление на НПО и активистов по произвольным и политически мотивированным обвинениям в нарушениях отчетности, налогового и уголовного законодательства;
  • Продолжающееся бездействие органов власти в ответ на угрозы жизни, насилие и убийства правозащитников радикальными националистами и полувоенными формированиями, безнаказанность за такие преступления;
  • Растущая монополизация взаимодействия НПО и государства путем создания властями искусственных ГОНГО и вертикальных структур «управляемого гражданского общества».

 

Рекомендации

 

1. НПО должны иметь возможность заниматься своей мирной деятельностью в благоприятных условиях, не подвергаясь преследованиям, давлению, угрозам и дискриминации. Законы и административные меры должны защищать, - а не препятствовать - развитию гражданского общества и деятельности НПО, и применяться справедливым образом, прозрачно, последовательно и аполитично.

2. Правительства, представители органов власти и государственные СМИ должны воздерживаться от враждебных заявлений в адрес НПО с обвинениями в их адрес об анти-государственной деятельности и их работе на якобы враждебные интересы. Властям необходимо проявлять терпимость к инакомыслию, публично заявлять о важности свободы объединений и свободы выражения, важной роли НПО для развития демократического общества и правового государства.

 

3. Правительства должны предпринимать особые меры защиты для НПО и гражданских активистов от насильственных нападений и угроз жизни со стороны ультра-националистов, полувоенных формирований и других подобных радикалов - таким же образом, как особая защита представляется властями в отношении государственных служащих, судей и журналистов. Такие преступления должны быстро и эффективно расследоваться и виновные привлекаться к ответственности. Власти должны публично заявлять о том, что такого рода преступления они не потерпят.

 

4. Органы власти должны прекратить правовые и неправовые преследования НПО и гражданских активистов и использование уголовного, анти-экстремистского, анти-террористического, налогового и иных видов законодательства для произвольного, избирательного и политически мотивированного наказания и давления.

 

5. Правительства должны активно сотрудничать со специализированными международными органами по защите правозащитников - отделом ОБСЕ/БДИПЧ по правозащитникам, спецдокладчиком ООН по положению правозащитников и другими международными институтами.

 

6. НПО должны иметь возможность свободно добиваться своих целей, если эти цели и средства законны. Они могут включать в том числе исследования и публичные кампании по вопросам государственной политики и законодательства, не зависимо от того, совпадает ли позиция НПО с политикой властей.

 

7. Необходимо исключить из законодательства об НКО и подзаконных актов расплывчатые и неправовые формулировки. Необходимо ограничить избыточные, дублирующие полномочия контрольных органов и переориентировать их деятельность на содействие НПО в реализации их миссии и свободы объединений, а не на поиск нарушений и наказание.

 

8. Власти должны воздерживаться от использования понятия «недопустимая политическая деятельность» НПО как основы для блокирования их деятельности и ограничения свободы объединений.

 

9. НПО должны иметь возможность свободно искать, получать и распространять информацию и идеи, включая представление своих позиций правительству и обществу как внутри своей страны, так и за ее рубежами.

 

10. Власти не должны ограничивать доступ НПО к национальным и зарубежным СМИ. НПО должны иметь возможность

 

11. НПО должны иметь возможность беспрепятственно взаимодействовать со своими членами и другими НПО внутри своей страны и на международном уровне, а также с другими правительствами и международными организациями.

 

12. Законодательство не должно ограничивать право любого лица, физического или юридического, гражданина или не гражданина, создавать НПО или вступать в существующие НПО. Право человека вступать в существующее НПО должно регулироваться только уставом организации и не должно быть предметом неправовых ограничения и дискриминации.

 

13. НПО должны иметь возможность беспрепятственно искать, получать и распоряжаться материальной поддержкой - финансовой или иной - от источников внутри страны, из-за рубежа, от международных и многосторонних доноров, индивидуумов или организаций. Факт получения финансирования из-за границы не должен использоваться для обвинения НПО в деятельности против национальных интересов.

 

14. НПО со статусом юридического лица должны иметь такие же права, как и у других юридических лиц и по отношению к ним должны применяться такие же нормы и санкции административного, гражданского и уголовного права. Ни в законах, ни в практике НПО не должны дискриминироваться по сравнению с коммерческими структурами.

 

15. Законодательство должно гарантировать право незарегистрированных объединений действовать беспрепятственно и легитимно. Деятельность незарегистрированных объединений и участие в их деятельности не должно преследоваться в уголовном или административном порядке.

 

16. Процесс получения статуса юридического лица должен, как правило, базироваться на  уведомлении властей, а не на получении разрешения от них. Процесс регистрации должен быть легко понимаемым, недорогим и быстрым. В частности, от НПО должны требовать только предоставления устава, списка учредителей и руководителей и адреса.

 

17. Закрытие НПО должно как правило происходить только по добровольному решению ее членов. Ликвидация НПО органами власти должна применяться исключительно как крайняя, последняя мера после того как все другие возможные меры по исправлению нарушений уже были использованы и не дали результата.

 

18. Решение о приостановлении деятельности НПО должно приниматься только судом, а не административными органами.

 

19. Отчетность НПО перед контролирующими органами не должна быть обременительной и дублирующей другую отчетность, например, перед налоговыми органами. Она не должна включать в себя расплывчатые требования, которые можно легко использовать произвольным образом, и не должна включать требования о предоставлении персональных данных клиентов НПО, ее членов или участников мероприятий, а также имена доноров организации, которые пожелали остаться анонимными.

 

20. Проверки и аудиты НПО контролирующими органами должны быть необременительными, не вмешивающимися в деятельность НПО и не парализующими их деятельность. Они должны быть четко ограничены по времени, периодичности и предмете проверки на основе четких формулировок закона или подзаконных актов.