ГлавнаяМеждународные инстанции«Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт».

«Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт».

04 июля 2006, 21:24

Обращение к главам стран-участниц Большой Восьмерки
Мы, участники Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка» в Москве 3-4 июля 2006 г., подчеркивая ключевую роль институтов гражданского общества в решении современных глобальных проблем социально-экономического и общественного развития, считаем, что отношения между правительствами, в том числе стран «Большой восьмерки», и неправительственными организациями (НПО) должны строиться на следующих принципах: 
1. Взаимная прозрачность друг перед другом и перед обществом;
2. Диалог, основанный на равноправном партнерстве и принципе субсидиарности;
3. Участие организаций гражданского общества в выработке решений органов власти (в том числе в формировании государственной политики) и в их реализации, а также осуществлении гражданского контроля;
4. Признание независимости НПО, их права критически оценивать действия органов государственной власти и защищать интересы различных социальных групп. 
Наряду с позитивным опытом сотрудничества правительств и НПО на глобальном уровне и в странах «Большой восьмерки», в этой сфере существуют следующие угрозы и вызовы: 
1. Приравнивание правительствами инакомыслия и критической позиции НПО по отношению к органам государственной власти к экстремистской и террористической деятельности, а также давление на НПО и преследование активистов, оправдываемые необходимостью обеспечения безопасности и борьбой с терроризмом.
2. Принятие ограничительного законодательства в сфере регулирования НПО, ужесточающего процедуры регистрации и отчетности НПО, которые позволяют государству неоправданно и неправомерно вмешиваться в деятельность гражданских организаций.
3. Политика государства по созданию квази-НПО (GONGO) и имитационных общественных совещательных институтов при органах власти.
4. Противодействие со стороны ряда государств международным программам сотрудничества в области развития демократии и гражданского общества под видом предотвращения иностранного вмешательства во внутреннюю политическую жизнь. 
Одновременно с вышеуказанными проблемами в государствах-членах «Большой Восьмерки» есть ряд примеров, которые могут считаться положительными моделями и лучшими практиками в своей области, а именно:
  1. Свобода создания НПО без государственной регистрации и добровольность в принятии решения об образовании юридического лица.
  2. Простая процедура регистрации для НПО – не более сложная, чем процедура регистрации коммерческих организаций.
  3. Простые требования к отчетности для большинства НПО; при этом требования к отчетности и прозрачности могут дифференцироваться в зависимости от типов организаций и налогового режима, который они выбирают сами;
  4. Равноправие и отсутствие дискриминации в отношении участия граждан и иностранцев в учреждении и деятельности НПО, а также между национальными и зарубежными НПО.
  5. Акцент на саморегулировании деятельности НПО и предоставление ими публичной отчетности (согласно модели Хартии ответственности международных неправительственных организаций, содержащей в себе этические нормы деятельности международных НПО).
  6. Делегирование некоммерческим организациям полномочий по реализации ряда социальных функций органами власти и самоуправления.
  7. Институционализция отношений и взаимных обязательств между правительствами и некоммерческим сектором (по образцу Компакта в Великобритании, Аккорда в Канаде).

 

Основываясь на нормах и принципах международного права, заложенных,  в частности, в Европейской Конвенции прав человека и основных свобод, Европейской конвенции по признанию международных неправительственных  организаций как юридических лиц, Основных принципах Совета Европы о статусе организаций гражданского общества, а также в материалах Международного центра некоммерческого права (ICNL) в области систематизации лучшей международной практики правового регулирования деятельности институтов гражданcкого общества, мы считаем, что регулирование деятельности НПО должно быть направлено на достижение следующих целей: 
     1. Система законодательства должна стимулировать гражданскую активность.
     2. Налоговая система должна способствовать привлечению внутренних ресурсов общества.
     3. Взаимодействие между правительствами и НКО должно быть направлено на вовлечение гражданских организаций в процесс принятия решений по общественно-значимым вопросам.  
     Мы настаиваем на том, что сотрудничество между правительствами и НПО должно строиться не только на доброй воле сторон, но и должно быть закреплено институционально. В связи с этим мы предлагаем подготовить Хартию взаимоотношений правительств стран «Большой восьмерки» и организаций гражданского общества, основанную на вышеизложенных принципах и рекомендациях, и принять ее на следующем саммите «Большой восьмерки» в Германии в 2007 году.