ГлавнаяСудСудьи просят контроля над собой

Судьи просят контроля над собой

20 октября 2005, 14:49

Судей обяжут сообщать о всех личных связях вплоть до соседей по лестничной площадке и записывать в журнал неофициальные обращения лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. До конца года в Госдуму внесут антикоррупционные поправки в закон «О статусе судей», заявил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов. Проект закона напишет ВАС.
Практику декларирования доходов и имущества была зафиксировано в решениях VI съезда судей в декабре 2004 г. Однако та система декларирования, о которой шла речь на съезде, предусмотрена для всех госслужащих и не до конца эффективна, уверен Антон Иванов. Ее следует продумать получше — или использовать западный опыт анкетирования. То есть предложить судье регулярно сообщать о всех личных связях вплоть до соседей по студенческому общежитию — на тот случай, если у них возникнет желание по-приятельски переговорить с судьей об обстоятельствах какого-либо дела.
Ещё одна мера — ведение специального журнала, в котором судья должен фиксировать все обращения, в том числе неофициальные, со стороны лиц, заинтересованных в судебном разбирательстве. По мнению Иванова, учет и оглашение подобных обращений станет дополнительной формой защиты от несанкционированного вмешательства в процесс правосудия. Необходимо также публиковать решения судов — в системе арбитража уже публикуют в Интернете до 98% решений. Этот опыт рекомендовано перенять судам общей юрисдикции.
Источник зла
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова считает, что главная опасность совсем не взятки. «Коррупция - это любое незаконное влияние, а основной источник влияния на судей сегодня — власть». Комплекс предложенных мер не решает проблему, а позволяет ее замаскировать. Стороны могут пытаться суд купить, но последнее слово будет за властью, поскольку именно от нее зависит судейская карьера, убеждена Морщакова. Хотя и большого вреда от этих мер она не видит: «Нынешняя власть при назначении судьи и сейчас привлекает для сбора сведений о его связях негласные службы. И про него знают даже то, что он сам забыл».
Петербургская Фемида чиста
Самое громкое дело в отношении представителя судейского сообщества в Петербурге длилось с 1996 по декабрь 2000 год. Напомним, 17 апреля 1996 года был задержан адвокат Владимир Терновский, у которого было изъято $80 тыc. Эта сумма, по версии правоохранительных органов, предназначалась в качестве взятке судье Федору Холодов для «правильного» рассмотрения дела Дмитрия Якубовского. В отношении Терновского и Холодова было возбуждено уголовное дело в покушении соответственно на дачу и получение взятки. 27 октября 2000 уголовное дело в отношении Терновского было прекращено по амнистии. Дмитрий Якубовский был освобожден 17 июля 1997 года, как лицо, добровольно сообщившее о готовящейся взятке. Холодов свою вину в том, что дал согласие на получение взятки, не признал.
Представитель государственного обвинения предложил рассматривать действия подсудимого Холодова, как приготовление к преступлению, поскольку в ходе предварительного следствия не было получено категоричных доказательств покушения на получение взятки через посредника.
Выездное заседание выездной коллегии длилось с 21 ноября в одном из залов Куйбышевского федерального районного суда Санкт-Петербурга. Решением суда собранные органами следствия доказательства являются неполными и необъективными, к показаниям же адвоката Терновского, на которых была построена основная часть обвинения, следовало бы отнестись более критично.
Не найдя оснований не верить показаниям Холодова, отрицавшего все предъявленные ему на предварительном следствии обвинения, 7 декабря 2000 г. суд вынес решение оправдать судью. Хотя представитель государственного обвинения предложил рассматривать действия подсудимого Холодова, как приготовление к преступлению, поскольку в ходе предварительного следствия не было получено категоричных доказательств покушения на получение взятки через посредника. В заключительной речи прокурора было предложено назначить меру наказания ниже низшего предела - четыре года лишения свободы условно без конфискации имущества с испытательным сроком два года с лишением права занимать должность судьи на этот срок.
Александр Романов, Деловой Петербург