Дело Сергея Олейника

Дело закрыто

Общественное расследование

Дело принято к производству Нижегородским Комитетом против пыток

С целью проверки сведений, полученных от Олейника, были проведены:

1. изучение документов

2. опрос свидетелей.

Свидетель Наборщиков Н. И, который находился на момент инцидента в минимаркете, пояснил, минимаркете Олейник вел себя спокойно, не шумел, нецензурно не выражался, сотрудникам милиции не сопротивлялся и не оскорблял их. Минимаркет Олейник покинул по требованию сотрудников Канавинского РУВД и сопротивления им не оказывал.

Свидетель Филипов М. А.,который также находился в тот момент в минимаркете, во время официального дознания показал, что Олейник и Пигалев в минимаркете были трезвыми, матом не ругались и при разговоре с сотрудниками милиции нецензурно не выражались.

Свидетельница Наборщикова Н. В, которая со слов своего деда – Наборщикова Н. И. Узнала о том, Олейника С. П. избивают, пошла к минимаркету вместе с дочерью Олейника и наблюдала происходящее, спрятавшись за автомашину, стоявшую у минимаркета, подтвердила, что двое взрослых мужчин толкали Олейника С. П., а он сопротивления не оказывал. Позже она узнала, что эти мужчины являются сотрудниками Канавинского РУВД Хорьяковым и Фроловым.

Во время официального проверки по факту избиения сотрудники Канавинского РУВД Хорьяков и Николай Александрович и Фролов Максим Филимонович, пояснили, что 16.11.2000 г. около 18 часов они поехали проверять административно поднадзорных. В минимаркет на перекрестке улиц Гороховецкой и Архангельской они зашли, потому что у Фролова закончились сигареты. В минимаркете Фролов приобрел пачку сигарет. Рассчитываясь за покупку, Хорьяков услышал как продавец и уборщица делают замечание мужчинам, сидящим за столиком, находившемся в этом же минимаркете. Уборщица и продавец просили мужчин перестать шуметь и прекратить курить или выйти на улицу. Мужчины на замечания ответили грубой нецензурной бранью и продолжали курить, шумели. Желая помочь продавцу, Хорьяков и Фролов подошли к мужчинам, представились, Фролов предъявил удостоверение и потребовал выйти из минимаркета. После неоднократно повторенных требований, двое мужчин вышли из минимаркета, двое остались Оставшиеся вели себя шумно и нецензурно выражались. Хорьяков и Фролов вывели их из минимаркета. На улице один из шумевших потребовал предъявить удостоверение. Хорьяков достал удостоверение и предъявил его в развернутом виде. Мужчина выхватил удостоверение из его рук и дернулся в сторону. Хорьяков схватил его руку, в которой тот держал удостоверение, и стал заворачивать назад. Хорьяков с целью вернуть удостоверение применил прием самбо. Удостоверение Хорьякова Олейник выронил и, когда Хорьяков нагнулся, чтобы поднять удостоверение, Олейник попытался убежать. Однако Хорьяков остановил его, обхватив сзади руками. Хорьяков вновь попытался завернуть Олейнику руку за спину, а тот пытался вырваться. Хорьяков вместе с Олейником упали на землю, но поднялись и продолжили борьбу. К ним подошел Фролов и попытался завести руку Олейника за спину. Неожиданно Олейник, Фролов и Хорьяков упали, в какой-то момент Олейник, вырываясь, задел очки Фролова. Поднявшись, Хорьяков услышал, как Фролов говорит, что потерял очки, после чего Фролов начал искать очки. Хорьяков продолжил выкручивать руку Олейнику и сделал ему подножку, в результате чего Олейник с Хорьяковым вновь упали на крышку канализационного люка, причем Олейник упал на крышку лицом и животом. Очутившись сверху, Хорьяков завел Олейнику руки за спину, после чего Олейник успокоился, и Фролов с Хорьяковым решили отвести его в первый отдел милиции Канавинского РУВД. Второй мужчина, видя происходящее, убежал.

Показания Хорьякова и Фролова в ходе следствия подтвердили:

Свидетели Хаврошечкин Г. И. и Попов В. Ю. Они показали, что Олейник выхватил из рук Хорьякова удостоверение и попытался убежать. Хорьяков стал его задерживать, между ними произошла борьба, в ходе которой Олейник вырывался от Хорьякова, размахивал руками, пинался ногами, выражался нецензурной бранью. Сотрудники милиции пытались его успокоить, однако Олейник на ногах не удержался, и они вместе упали на крышку канализационного люка.

В процессе проверки жалобы Олейника сотрудники НРОО «КПП» установили, что Попов и Хаврошечкин дали ложные показания по просьбе участкового инспектора Канавинского РУВД Нелидова М. В.

Директор магазина № 25 ОРС ГЖД Клячкова И. В. сообщила брату Олейника – Олейник Д. П., что 16.11.2000 г. Хаврошечкин был на работе и в течение дня не отлучался с рабочего места. Сотрудник НРОО «КПП» опросил Хаврошечкина, который пояснил, что 16.11.2000 г. он был на работе, происходившего у минимаркета не видел, а показания дал по просьбе участкового инспектора Канавинского РУВД Нелидова М. В.. Председатель НРОО «КПП» направил в УСБ ГУ МВД России по ПФО ходатайство с просьбой опросить Хаврошечкина о причинах, по которым он давал свидетельские показания, и проверить наличие в журнале дежурств магазина № 25 ОРС ГЖД записи о дежурстве Хаврошечкина 16.11.2000 г. Оперуполномоченная по ОВД УСБ ГУ МВД России по ПФО Маркова Н. В. опросила Хаврошечкина, который подтвердил, что дал ложные показания по просьбе Нелидова. Хаврошечкин также подтвердил данные показания на допросе в ходе судебного следствия.

Братья Олейника С. П. – Дмитрий Павлович и Василий Павлович поговорили с Поповым В. Ю., который сообщил им, что 16.11.2000 он у минимаркета не был, а свидетельские показания дал по просьбе Нелидова М. В. Попов, допрошенный в ходе судебного следствия, подтвердил, что дал ложные показания, желая помочь Нелидову;

Продавщица минимаркета Найданова Л. Н., неоднократно меняла свои показания на предварительном следствии. В ходе судебного следствия Найданова пояснила, что Олейник и Пигалев не были пьяными, нецензурно не выражались и сотрудников милиции не оскорбляли.

Врачи, осматривавшие Олейника С. П., диагностировали сотрясение головного мозга, гематомы и ссадины лица, мошонки. Ушиб передней брюшной стенки. Травматическую энцефалопатию с выраженным астено-депрессивным синдромом и цефалгиями. Судмедэксперт Сидоренко И.А. пришла к выводу о том, что повреждения Олейника С. П. причинены тупым предметом и могли возникнуть в пределах суток до осмотра. Олейнику С. П. 08.05.2001 г Канавинским БМСЭ была установлена третья группа инвалидности.

Анализ информации, собранной в ходе проверки жалобы Олейника С. П., позволяет утверждать, что показания Хорьякова и Фролова не соответствуют действительности. Свидетели Филипов М. А., Наборщиков Н. И., Пигалёв В. В., Наборщикова Н. В, утверждают, что Олейник нецензурно в минимаркете не выражался, сотрудников милиции не оскорблял, покинул минимаркет по требованию сотрудников милиции, не оказывая сопротивления, не оказывал сопротивления во время избиения, добровольно проследовал с Хорьяковым и Фроловым в первый отдел Канавинского ГОМ.

Свидетель Найданова неоднократно меняла свои показания, однако на допросе в ходе судебного следствия подтвердила, что Олейник нецензурно не выражался и сотрудников милиции не оскорблял. Свидетели Хаврошечкин и Попов, первоначально подтвердившие, что Олейник оказывал сопротивление Хорьякову и Фролову, на допросе в ходе судебного следствия подтвердили, что происходившего не видели и показания дали по просьбе Нелидова с целью помочь сотрудникам милиции.

Кроме того, травмы, характер и локализация которых описаны в акте судебно-медицинской экспертизы, не могли быть причинены способом, указанным в объяснениях Хорьякова и Фролова.

November 02, 2004 15:00