ГлавнаяДелаДело Амира Чебодаева

Дело Амира Чебодаева

11 февраля 2010, 10:48

Дело находится на стадии следствия

Фабула

Поздно вечером 22 мая 2005 года житель Абакана (Республика Хакасия) Амир Чебодаев возвращался домой. Инвалид первой группы по зрению, он очень плохо ориентируется в темноте, поэтому шел медленно и осторожно. Уже находясь недалеко от дома, услышал, как рядом остановился автомобиль. Вышедший из него человек потребовал подойти к нему и предъявить документы. Чебодаев не сразу понял, что перед ним сотрудник милиции, так как мужчина (как выяснится позже, старший сержант Найдин) не представился и разговаривал очень грубо. Поэтому Амир пояснил, что в темноте практически не видит и попросил, чтобы незнакомый человек показал ему удостоверение в свете фар. Тот отказался. В это время из патрульного автомобиля вышел второй сотрудник милиции (как выяснилось позже, по фамилии Григорьев) и со словами «Ты нас уже достал, умник! Лицом к машине, руки на капот!» попытался охлопать карманы Чебодаева. Тот, опасаясь, что ему могут подбросить наркотики или забрать ценные вещи, стал сопротивляться и кричать, пытаясь привлечь внимание прохожих. Проходящая мимо женщина поинтересовалась, что происходит, но что милиционеры ответили, что задержали подозреваемого. Найдин и Григорьев бросили Амира на землю, силой завели руки за спину, надели наручники и усадили в машину. В результате их действий у Чебодаева оказалась порванной рубашка, оторван браслет от часов, разбит мобильный телефон.

Чебодаева доставили в дежурную часть ОВО и составили на него протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ). При этом ему самому никто никаких объяснений не давал, причин задержания не объяснили. На просьбу позвонить домой (ведь его телефон был сломан) он получил отказ.

Через пару часов задержанного привезли в медицинский вытрезвитель. Там женщина, отказавшаяся назвать свое имя, села на расстоянии пяти метров и задала несколько вопросов. Амир представился и пояснил, что совершенно трезв и адекватно воспринимает обстановку, что является инвалидом по зрению. После этого, как выяснится позже, врач написала в документах, что у Чебодаева установлена средняя степень алкогольного опьянения.

Чебодаева доставили в дежурную часть УВД Абакана. Он сразу сообщил, что плохо видит просил вести его под руку, но вместо помощи получил только грубые слова. При изъятии личных вещей Чебодаева, несмотря на его просьбы, адресованные инспектору Тенсину, отсутствовали понятые. Когда задержанный вновь попросил дать ему возможность позвонить домой, то получил удар по лицу, от которого упал на пол. Амир попытался криками привлечь внимание руководства УВД к неправомерным действиям милиционеров. Но получилось наоборот: подошедшие на крик другие сотрудники начали его избивать. Тенсин наступил Чебодаеву ногой в ботинке на лицо и горло, приказывал замолчать, при этом остальные держали Амира за руки и за ноги.

Чебодаев потерял сознание, очнулся уже в камере для административно задержанных. На просьбу вызвать врача получил отказ. Отец Амира, приехавший рано утром в дежурную часть, увидел сына с окровавленным лицом, изорванной одежде, хромающего на правую ногу. Амир Чебодаев провел в камере более двенадцати часов. Результаты судебно-медицинской экспертизы показали, что у него закрытая черепно-мозговая травма, многочисленные кровоподтеки и ссадины на лице и теле.

Дело в отношении Чебодаева было направлено в мировой суд, судья которого постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении.

С жалобой на незаконные действия сотрудников милиции Чебодаев обратился в прокуратуру Абакана и к партнерам Фонда «Общественный вердикт» Южно-Сибирский правозащитный центр (Новокузнецк). Правозащитники усматривают признаки нарушения прав Амира Чебодаева, предусмотренных статьями 3 (Запрещение пыток) и 5 (Право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской Конвенции по правам человека.